Законопроект о ФКС, который пришёл на смену закону о госзакупках, был принят в первом чтении ещё в июне прошлого года. Второе чтение всё время переносилось. Теперь же правительство наделяется полномочиями устанавливать ограничения допуска иностранных товаров. Это делается в целях поддержки отечественного производителя. Напомним, сейчас эта норма действует только при закупках товаров в целях обеспечения обороны и безопасности.
Ещё одна новация – контракт госзаказчика и поставщика можно расторгнуть в одностороннем режиме. Сегодня заказчики в случае неисполнения подрядчиками своих обязательств вынуждены годами вести судебные тяжбы, чтобы расторгнуть договор. Теперь же всё значительно облегчается. Однако у недобросовестных госзаказчиков появляется возможность для вымогательства под угрозой расторжения контракта.
Во избежание коррупции поставщики должны раскрывать информацию о своих конечных собственниках, соисполнителях и субподрядчиках. Также вводится обязательное общественное обсуждение закупок, стоимость которых превышает 1 млрд. рублей. Все исполнители-поставщики в свою очередь обязаны открывать специальные счета в одном банке для отслеживания денежных переводов. Цена заключаемого контракта же является твёрдой и определяется на весь срок исполнения договора. Изменение условий не допускается.
Последняя норма, возможно, действительна необходима. Счётная палата (СП) неоднократно выявляла случаи, когда одно ведомство закупало что-то у своего подведомственного учреждения. Например, Рослесхоз опубликовал более 60 госзаказов стоимостью в 3 млрд. рублей, а исполнителем их всех стал подведомственный ему Рослесресурс. Был случай и с завышением цен контрактов. Так власти Северного округа Москвы решили провести ремонт дворов многоквартирных домов. Однако в актах исполнения работ стоимость оборудования для детских площадок оказалась значительно выше цен, указанных на официальном сайте компании. При этом разница цен на отдельные виды оборудования составляла 550%.