Грузинский пролет: россияне бросились на поиски альтернативных маршрутов

Туристические форумы завалены возмущенными комментариями путешественников

Июль — самый разгар летнего сезона и период, когда потребители с ужасом ждут новостей туристического рынка. Что же произойдет в 2019 году: схлопнется крупный оператор, прогорит авиаперевозчик или на излюбленном россиянами направлении обнаружат смертоносную инфекцию? В этом году за сердечными каплями потянулись любители хачапури и киндзмараули. С 8 июля вступает в силу запрет России на прямое авиасообщение с Грузией. Закавказская республика имеет репутацию гостеприимного и недорогого места отдыха, чем умело и пользуется. Эксперты считают, что россияне вряд ли согласятся массово отказаться от любимой многими грузинской кухни, вина, а самое главное — цен. Как ни крути, но даже с учетом транзитных перелетов, маршруток и дополнительных трат на такси стоимость отдыха в закавказской республике значительно ниже, чем на российских курортах.

Туристические форумы завалены возмущенными комментариями путешественников

Президент Путин, как известно, в ответ на июньские антироссийские выступления в Тбилиси ввел временный запрет для отечественных компаний на авиасообщение с городами Грузии, который вступает в силу с 8 июля. Также были приостановлены полеты «Грузинских авиалиний», что доставило туристам массу неудобств. Из-за вето России поток наших путешественников в закавказскую республику сократится на 60–70%, свидетельствуют предварительные данные рынка. По информации на конец июня, в Грузии находились примерно 25 тыс. наших соотечественников, подсчитали в Ассоциации туроператоров. Из них 70–75% добрались туда самолетом, а остальные — наземным транспортом.

В Ростуризме рекомендовали отечественным путешественникам по возможности вернуться домой до начала действия ограничений на полеты. «Пассажирам будет предложено поменять билеты на рейсы российских компаний на более ранние даты без финансовых потерь, — следует из сообщения ведомства. — Туристы, приобретавшие туры через российских туроператоров, имеют право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта и получения полной компенсации за тур».

Какова же цена запрета и кто эту цену заплатит?

Герои всегда идут в обход

Туристические форумы, посвященные отдыху в Грузии, завалены сообщениями недовольных российских путешественников. Дошло до того, что они опубликовали общественную петицию с требованием разрешить авиасообщение между странами. На момент написания данной статьи документ подписали более 60 тыс. человек.

Заявление об остановке воздушного сообщения для многих туристов, выбравших местом отдыха Грузию, прозвучало как гром среди ясного тбилисского неба. Растерянные путешественники немедля стали искать пути обхода (а точнее, облета) этого запрета, ведь под угрозой оказались их отпуск, долгожданные встречи с родственниками и друзьями, а у кого-то — даже семейные или юбилейные торжества.

«Кто-нибудь, пожалуйста, подскажите, как на самолете добраться в Батуми? Что делать-то теперь?» — пишет россиянка Екатерина на одном из туристических форумов. Неравнодушные советуют девушке «долететь «туркишами»: турецкими авиалиниями выйдет даже дешевле на 2 тыс. рублей, чем было российскими». Кто-то собирался отметить в Тбилиси день рождения: даже заказали заранее экскурсионно-развлекательный тур по аутентичным барам и винным погребам. «Мы думали в Грузии праздновать 30-летие мужа. В связи с последними событиями нам пришлось перестроить маршрут», — рассказывает жительницы Перми Мария.

Некоторые соотечественники не сдаются и интересуются: «Как добраться из Москвы в Батуми на автобусе?» — или же рассматривают вариант перелета до Владикавказа, а уже оттуда на такси или автобусе — в Грузию.

К слову, в Тбилиси, заинтересованном не терять российские туристические деньги, разрабатывают альтернативный способ доставки наших путешественников. В частности, рассматривается вариант запуска бесплатных шаттлов для россиян из трех точек: аэропортов Баку, Еревана и турецкого Трабзона. В свою очередь, авиаперевозчик «Армения» планирует после 8 июля запустить два ежедневных транзитных рейса между Россией и Грузией через Ереван.

Сейчас на сайтах некоторых туроператоров размещены информационные сообщения такого типа: «Согласно указу президента от 26 июня о временном запрете на авиаперевозки в Грузию с 8 июля, реализация туристического продукта в эту страну приостановлена. Заморожены бронирование и продажа как пакетных туров, так и отдельных туристских услуг в Грузию. В отношении туристов, планирующих вылет по путевкам, приобретенным с 21 июня по 8 июля, все пакетные предложения могут быть выполнены в полном объеме».

Однако некоторым предприимчивым российским туроператорам и президентский запрет не указ. Популярный онлайн-гипермаркет туров по-прежнему предлагает путешественникам грузинское направление. Сотрудница компании без лишних вопросов подобрала автору этих строк пакетное предложение в четырехзвездочную гостиницу в Тбилиси с вылетом 9 июля из Москвы на 7 ночей на двоих. Кстати, стоимость отдыха на двоих, включающего в себя завтраки, медицинскую страховку и групповой трансфер из аэропорта в отель и обратно, составила 95 тыс. рублей. После того как я начала уточнять время вылета и название авиаперевозчика, представитель сайта по поиску туров попросила дать ей время выяснить все детали непосредственно у туроператора. Спустя минут 10 девушка сообщила, что «по данному туру полетная программа приостановлена», предположив, что «в Грузии сейчас что-то происходит, и поэтому не получается купить путевку».

Отметим: Ростуризм рекомендовал российским туроператорам и турагентам приостановить реализацию турпродуктов в Грузию с 21 июня 2019 года. «Туроператоры подтвердили полный отказ от продажи туров в Грузию», — сказано на сайте Федерального агентства по туризму.

Недосчитаются лари

Авиасообщение между странами прерывалось и ранее — с 2006 до 2008 год, и тоже по политическим мотивам. Но тогда поток российских туристов был небольшим: едва ли достигал 250–300 тыс. человек в год. В последнее же время Грузия стала очень востребованной у наших туристов. Согласно данным агрегаторов по поиску авиабилетов, в первом полугодии 2019 года Тбилиси стал самым популярным заграничным направлением у российских путешественников.

В 2018 году закавказская страна приняла, по данным Национальной администрации туризма Грузии, 6,5 млн туристов, в том числе из России — 1,4 млн. То есть каждый пятый приезжий был из нашей страны. А в мае 2019-го граждане России нанесли свыше 172 тыс. визитов в Грузию, что на 53,2% больше, чем за тот же месяц 2018 года.

Такая популярность объясняется дешевизной направления и хорошим соотношением цены и качества отдыха, рассказал «МК» ведущий аналитик «Бизнес Инсайдер» Анар Исмаилов. «Например, средняя недельная путевка на двоих в Грузию стоила около 40–45 тыс. рублей, в то время как в Крым и Сочи эта цифра равнялась и равняется 50–55 тыс. рублей минимум. При этом за меньшие деньги в Грузии можно получить более высокий сервис в плане обслуживания, гастрономии и других услуг. Хотя что касается инфраструктуры, нельзя сказать, что в Грузии она намного лучше, чем в том же Крыму», — отметил он.

Тем не менее многие наши более-менее платежеспособные соотечественники предпочитают использовать отпуск для вылета за границу, даже если это будут страны ближнего зарубежья. Большую роль в популярности Грузии среди отечественных туристов играл создаваемый со времен СССР положительный образ кавказской страны, где проживают доброжелательные и близкие россиянам по менталитету люди. К слову, именно отсутствие подобной «обработки» с юных лет мешает сегодня грузинам привлекать посетителей из Европы, считает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. «Европейцы попросту не понимают, зачем им нужна незнакомая страна, когда они могут отдохнуть, не выезжая за пределы ЕС, почти за аналогичную сумму, — говорит он. — На российский выбор в пользу Грузии влияют и привлекательные цены: с 2018 года курс лари упал более чем на 16%, благодаря чему российские туристы могли чувствовать себя достаточно раскованно в финансовом плане».

В прошлом году в страну въезжало порядка 60 тысяч отечественных туристов ежемесячно. При этом туры покупали менее половины визитеров, остальные предпочитали путешествовать самостоятельно. «Потери туристических фирм будут достаточно незначительными по сравнению с потерями авиакомпаний (около 3 млрд рублей). Существенными окажутся и потери местных жителей, у которых россияне снимали жилье, — полагает аналитик. — Например, в Аджарии порядка 90% съемных квартир приходилось именно на наших соотечественников».

В этом году Грузия ожидала около 9 млн путешественников, из которых 1,7 млн — россияне. Учитывая, что население Грузии — 3,8 млн человек, получается, что большинство жителей страны так или иначе связаны с туристическим сектором, говорит руководитель группы аналитиков «ЦАФТ» Марк Гойхман. Он поделился с «МК» своими экономическими расчетами. Доходы Грузии от туризма в прошлом году составили $3,2 млрд, то есть почти 7,6 % ВВП страны. Значимый вклад в это внесли именно россияне. В среднем каждый из них в 2018 году приезжал в страну чуть больше чем на 6 дней и тратил около 1326 лари, то есть около 30 тыс. рублей по текущему курсу.

В этом году, по прогнозам грузинской стороны, республика недосчитается до 1 млн российских туристов, потери для экономики составят, по разным оценкам, от $100 до 300 млн. Международное рейтинговое агентство Fitch сообщило, что запрет на прямое авиасообщение с Грузией негативно скажется на экономическом росте закавказской республики, и даже грозит повысить внешнюю уязвимость ее суверенности.

В поисках альтернативы

«Все авиакомпании фиксируют массовую сдачу билетов на рейсы в Грузию», — сообщил 22 июня Ростуризм. Между тем, по данным сервиса поиска авиабилетов Biletix, «объем требований на возврат оказался меньше, чем мы ожидали». Билетный агрегатор отмечает, что стоимость перелетов в грузинские города из России возросла после заявления главы государства о приостановке авиасообщения, но всего на 9,3%. Средний чек на авиабилеты в Грузию туда-обратно с бронированием 10–21 июня составлял 15 637 рублей, а уже с 22–30 июня дороже — 17 098 рублей.

Запрет на перелеты вынудил отечественных путешественников искать альтернативные маршруты в Грузию. Например, через Армению: перелет до Еревана или Гюмри, что в два раза дешевле, чем из Москвы в грузинскую столицу, а оттуда до Тбилиси — на маршрутке, автобусе или поезде (примерно за 1,5 тыс. рублей). Но если на стоимости можно сэкономить, то время в пути серьезно возрастет — примерно плюс 5 часов. Другой вариант — лететь авиакомпанией «Белавиа» с пересадкой в Минске или добраться до Владикавказа: цена билета 7–8 тыс. рублей, а после — 4 часа на автобусе до Тбилиси за 2 тыс. рублей.

В Biletix рассказали «МК», что спрос на альтернативные прямому маршруты есть. «Основной поток приходится на транзит через Стамбул, а также Ереван, Баку и Минск», — отметили представители агрегатора.

Между тем спрос на билеты во Владикавказ — ближайший к грузинской границе российский аэропорт — не изменился и остался на уровне до подписания указа о запрете на полеты, в то время как заинтересованность в авиабилетах в Грузию снизилась на 29,8%. Путешественникам также предлагают рассмотреть вариант поездки в страну на машине: до Владикавказа и через КПП «Верхний Ларс».

Аналитик Анар Исмаилов считает, что такие маршруты могут увеличить итоговые цены на отдых в Грузии до уровня, установленного отечественными курортами. И это при том, что до запрета на авиаперевозки путешествие в закавказскую республику обходилось дешевле. Эксперт отметил, что, несмотря на финансовые потери, Грузия вряд ли станет субсидировать авиаперелеты для россиян. «Безусловно, поток туристов в Грузию сократится с текущих 1,4 млн человек, — убежден Исмаилов. — Туристы будут отказываться от поездки не по причине увеличения стоимости отдыха (если рассматривать с позиции «цена/качество», то Грузия по-прежнему выигрывает), а из-за опасений, связанных с отношением к россиянам, а также с возможным отсутствием экстренной помощи в случае форс-мажора».

До 80% россиян, выбравших этот маршрут, для посещения Грузии сейчас используют авиатранспорт. «При закрытии прямого сообщения возможны стыковочные транзитные рейсы, например, через Латвию, — рассказал Марк Гойхман. — Это в два раза увеличивает время в пути и значительно повышает расходы. Отказ от полетов может увеличить поток автомобильных перевозок, но лишь незначительно». По его мнению, в качестве альтернативы Грузии ожидается некоторое увеличение российского турпотока на других кавказских направлениях — в Абхазию, Армению, Азербайджан.

И все же аналитики сходятся во мнении, что количество людей, желающих отдохнуть в Грузии, останется достаточно высоким — несмотря на увеличенное время в пути, да еще и с необходимой теперь пересадкой.

Сюжет:

Конфликт Грузии и России

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28016 от 8 июля 2019

Заголовок в газете: Грузинский пролет

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру