Как выйти на пенсию, не выходя из дома

В ПФР рассказали о переводе госуслуг в электронный формат

До конца 2020 года государственные услуги должны предоставляться в электронном и проактивном формате. Об этом говорил президент Владимир Путин в Послании 2019 года к Федеральному собранию. Для того чтобы россияне могли получать справки, документы и информацию дистанционно, власти разработали федеральный проект «Цифровое госуправление». В соответствии с ним доля госуслуг и сервисов, которыми человек может воспользоваться без личного посещения госорганизации, должна достичь 15% к 2020 году и 100% к 2024 году. О том, как цифровой подход заменил бумажно-бюрократический, мы расспросили в организации, клиентами которой становятся все граждане, — Пенсионном фонде России. На вопросы «МК» об электронных услугах фонда ответил Евгений ТУРЧАК, начальник Департамента организации предоставления государственных услуг и цифрового развития ПФР.

В ПФР рассказали о переводе госуслуг в электронный формат

— Когда возникает необходимость обратиться в госучреждение, мы по привычке представляем огромные очереди и бюрократическую каторгу. Сейчас ситуация меняется: появились МФЦ, а цифровые технологии позволяют получать документы, справки, выписки в электронном виде. Насколько Пенсионный фонд России — цифровизированная структура? Какие электронные сервисы фонд предлагает своим клиентам и какие из них пользуются наибольшей популярностью?

— Цифровые сервисы серьезно облегчили жизнь ведомствам и людям. Госучреждения сейчас не узнать: везде электронные очереди, записаться на прием можно удаленно и в любое удобное время, стоят информационные терминалы и экраны, а любая услуга оказывается за несколько минут. Пенсионный фонд не исключение и много лет использует цифровые возможности для предоставления услуг. Чтобы делать это еще быстрее, мы развиваем нашу информационную систему и удаленное обслуживание через личные электронные кабинеты.

При этом «очный» формат тоже развивается: за выплатами Фонда и сопутствующими услугами сегодня можно прийти в 2,46 тыс. клиентских служб ПФР по всей стране и в любой из 3,3 тыс. многофункциональных центров. Для жителей небольших населенных пунктов, вблизи которых нет стационарных отделений Пенсионного фонда, по-прежнему работают мобильные клиентские службы, которые выезжают и проводят прием.

Правда, сейчас все основные услуги Фонда уже можно получать через личный кабинет на сайте ПФР или портале Госуслуг. Улучшить систему обслуживания также помогает Центр консультирования ПФР. К операторам центра можно обратиться за справочной информацией по всем услугам Фонда и оставить обращение. На данный момент в электронном формате можно оформить пенсию, большинство социальных выплат, контролировать отчисления работодателей на пенсию, распорядиться материнским капиталом, получить СНИЛС.

Что радует — люди активно используют эти возможности. Например, у нас высокий процент дистанционного оформления пенсии. Благодаря тому что ПФР ведет учет пенсионных прав с помощью информационной системы, такие показатели, как стаж, взносы и т.д., фиксируются в базах данных, и к моменту выхода на пенсию человек может назначить выплаты дистанционно.

Доля электронных заявлений о назначении разных видов пенсии сегодня выросла до 72%. В прошлом году в ПФР с такими заявлениями обратились 2 млн человек, из них 1,3 млн оформили пенсию, не приходя в Фонд, и лишь малая часть обратились в отделения фонда, чтобы предоставить дополнительные сведения. Развитие информационной системы выгодно и ПФР, поскольку снижает расходы, связанные с предоставлением услуг.

Фото: pfrf.ru

— В России развитая и обширная система социальной поддержки. Однако многие даже не знают о льготах, которые им полагаются по закону, или не представляют, где получить доступную и полную информацию по этому поводу. Информировать людей призвана Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО), а для инвалидов создан специальный ресурс — Федеральный реестр инвалидов. Эти сайты заполнены массой полезной информации, но на них легко «заблудиться», особенно тем пожилым людям, кто с компьютером и Интернетом не на «ты». Как начать работу с ресурсами и найти нужные сведения?

— Мерами социальной поддержки в России охвачены все категории нуждающихся — инвалиды, малоимущие, семьи с детьми, сироты и другие. В стране реализуется более 3 тыс. различных мер социальной поддержки. В таком разнообразии, действительно, можно заблудиться. О том, полагаются ли человеку пенсионные льготы или выплаты, сегодня можно узнать не только в клиентской службе Пенсионного фонда, но и, например, в нашем Центре консультирования по телефону или через Интернет.

При этом есть еще один способ получить нужную информацию. Это Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). У системы есть сайт — egisso.ru,

с помощью которого можно узнать о всех мерах господдержки, предоставляемых за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов.

Отдельно государство позаботилось об инвалидах. Для них создана федеральная информационная система Федеральный реестр инвалидов (ФРИ, сайт системы sfri.ru). Особенность ресурса в том, что на него уже загружены данные о россиянах, признанных в установленном порядке инвалидами. Единая база о таких гражданах помогает получать нужную информацию не только им самим, но и органам власти, обеспечивающим эту поддержку. Данные в реестре постоянно обновляются: устаревшей информации на нем нет. Кстати, оба ресурса не только информационные, но и аналитические — на них собрана последняя статистика, а у ФРИ есть мобильное приложение, чтобы нужные сведения всегда были под рукой.

— Вы упомянули о СНИЛС. Это, наверное, второй по важности документ гражданина России после паспорта. Согласно поправкам в законодательстве, информация об обязательном пенсионном страховании будет предоставляться человеку в виде электронного или бумажного уведомления, которое заменит собой страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. При этом бумажный формат сохранится. Получается, что электронное уведомление будет альтернативой бумажному? Будут ли в перспективе выдавать бумажные СНИЛС или они полностью заменятся электронными?

Фото: pfrf.ru

— По аналогии с электронными трудовыми книжками, СНИЛС тоже перестает быть только бумажным документом. Согласно поправкам, внесенным в закон о персонифицированном учете, информация о СНИЛСе предоставляется человеку в виде электронного документа, который при необходимости можно распечатать. Привычные каждому зеленые ламинированные карточки продолжают действовать вместо и вместе с бумажными, то есть заменять их не требуется. Поясню. Представьте, вы устраиваетесь на работу и забыли карточку со СНИЛСом. Ничего страшного. Просто заходите в личный кабинет на сайте ПФР и смотрите электронное уведомление. Его можно отправить по почте, и работодатель обязан принять такой документ. Эти правила при приеме на работу уже действуют. Такая электронная альтернатива очень удобна. Теперь у человека есть дополнительные возможности предоставления СНИЛСа.

Подчеркну: электронное свидетельство не заменяет бумажное, а дополняет. Человек сможет выбрать наиболее удобный для себя формат. Иными словами, из-за изменений никому никаких действий по замене СНИЛСа предпринимать не надо.

Новые уведомления включат в себя все сведения, которые отражались в страховом свидетельстве: фамилию, имя и отчество, дату и место рождения, пол и непосредственно сам СНИЛС.

Электронное уведомление всегда доступно в личном кабинете, а бумажную версию можно получить в клиентской службе или Управлении ПФР, а также в МФЦ. Прежние страховые свидетельства, те самые зеленые карточки, больше не выдаются, не восстанавливаются и не обмениваются — вместо них застрахованные лица теперь получают уведомления нового образца.

0+

Сюжет:

Пенсия будущего

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру