Дмитрий Холев: «Мы твердо намерены сохранить КМЗ и его коллектив»

В начале марта на московском ПАО «Карачаровский механический завод» (КМЗ) – одном из крупнейших в России производстве грузовых и пассажирских лифтов – была введена процедура конкурсного производства. По решению Арбитражного суда Москвы конкурсным управляющим был назначен Дмитрий Холев. В интервью «МК» он рассказал о том, как новая команда кризис-менеджеров намерена сохранить завод в роли одного из флагманов российской промышленности.

Дмитрий Холев: «Мы твердо намерены сохранить КМЗ и его коллектив»
Фото: Suppadeth Wongyee. Pixabay.com

- Дмитрий Владимирович, прежде всего, хочется спросить – как возникла нынешняя ситуация? Как и почему одно из ведущих лифтостроительных предприятий России, несмотря на стабильный спрос заказчиков, пришло к банкротству?

- Простой ответ тут дать трудно. Совпало несколько серьезных факторов. Во-первых, в целом повлиял текущий, усугубившийся пандемией, экономический кризис, который не обошел стороной Россию. По целому ряду кредитных договоров с банками КМЗ не смог обеспечить своевременный возврат заемных средств. Кроме того, существовал корпоративный конфликт между органами управления заводом, который не способствовал эффективному управлению и привел к риску утраты активов.

Конкурсное производство не было спонтанным решением. Первая стадия банкротства – процедура наблюдения – была введена на предприятии еще более года назад, в феврале 2021-го. Ее тогда инициировал банк «Возрождение» (позднее присоединенный к «БМ-Банку»). Временный управляющий Александр Рузин, проанализировав финансовое состояние ПАО «КМЗ», сделал однозначный вывод: «о невозможности восстановления платежеспособности должника».

Но особо подчеркну: это не лишает кредиторов возможности в будущем принять решение о введении процедуры внешнего управления либо о заключении мирового соглашения.

- Конкурсное производство на КМЗ назначено сроком на 6 месяцев. Как вы планируете распределить это время для исполнения всех процедур – таких, как инвентаризация имущества, поиск и возвращение имущества в конкурсную массу, оценка, собственно продажа? Возможно ли продление сроков всей процедуры?

- Процесс уже пошел: с 28 марта мы начали инвентаризацию складских остатков. Но впереди еще долгая и кропотливая работа. Согласно ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», стандартный срок проведения инвентаризации имущества должника – 3 месяца. Однако этот срок может быть продлен по уважительным причинам – например, если требуются дополнительные работы по выявлению имущества. А сам поиск и возвращение имущества в конкурсную массу, с учетом возможного судебного разбирательства, может занимать более года…После окончания инвентаризации, согласно тому же закону, у нас есть два месяца на оценку имущества должника. И только после этого собрание (комитет) кредиторов либо залоговый кредитор утверждают порядок продажи имущества.

- С какими основными вызовами вы столкнулись на КМЗ за первый месяц работы?

- Каждый раз конкурсное производство – это разная проблематика. Тут двух одинаковых случаев не бывает. На ПАО «КМЗ» я столкнулся, прежде всего, с противодействием со стороны бывшего топ-менеджмента, Бывшее руководство завода уклоняется от передачи документов, а также базы 1С. Указанная документация необходима для бесперебойной работы предприятия и своевременной выплаты зарплат работникам.  Все это уже сейчас сильно затягивает сроки процедуры.

- «Банкротство» – термин, который сам по себе всегда пугает сотрудников компании-банкрота. Сейчас сотрудники КМЗ обеспокоены уведомлениями об увольнении – несмотря на то, что это часть обязательной формальной процедуры. На заводе работает более 1000 человек – сохранятся ли за ними рабочие места?

- Действительно, согласно ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», я как конкурсный управляющий был обязан в течение месяца уведомить всех работников о возможном будущем увольнении. Таково требование закона. Но особо подчеркну: уведомление вовсе не означает, что работники будут уволены! В отношении ПАО «КМЗ» у нашей команды есть четко формулируемое намерение: сохранить основной коллектив с его уникальными компетенциями, с высококвалифицированными мастерами. Да, несколько человек, не захотев продолжить работу с конкурсным управляющим, уже уволены по собственному желанию или по соглашению сторон. При необходимости они будут заменены другими, новыми сотрудниками. Это нормальный, цивилизованный процесс. Тут никаких сенсаций искать не стоит.

- Общий объем кредиторской задолженности КМЗ – около 8 млрд рублей. Как распределяется эта сумма перед основными кредиторами – кто основные держатели долга? И наоборот: есть ли у самого КМЗ крупные должники?

- Основными кредиторами ПАО «КМЗ» являются организации: АО «БМ-Банк», ООО «Городская Механика». Но эта структура может меняться: ведь процедура конкурсного производства не запрещает кредиторам переуступать (продавать) свою кредиторскую задолженность третьим лицам.

Что касается дебиторской задолженности – вопрос преждевременный. Рассказать о ее общем размере, о крупных должниках КМЗ я смогу только после того, как будет полностью завершена инвентаризация имущества и имущественных прав.

- Где и каким образом вы намерены искать нового инвестора для КМЗ? И вообще – не возникнет ли ситуация, при которой итогом банкротства КМЗ станет просто освобождение очередного участка московской земли под застройку жилыми домами или офисами?

- Разумеется, мы настроены на поиск потенциальных инвесторов в первую очередь среди профессиональных субъектов рынка – компаний, имеющих интересы в лифтостроительной отрасли. И последние события позволяют прогнозировать, что спрос на приобретение такого ценного актива, как ПАО «КМЗ», будет достаточно высоким.

Вы наверняка слышали, что в середине марта Otis – один из крупнейших мировых производителей лифтов и эскалаторов – объявил о приостановке своего производства в России и замораживании новых инвестиций. Не берусь судить, как это воспринимают представители строительного сектора – основные заказчики лифтов. Но очевидно, что для самого КМЗ расширяется ниша внутреннего рынка, появляется возможность переориентировать на себя часть новых заказов.

С учетом этого нового спроса, с учетом текущей геополитической ситуации очевидно: в интересах государства – эффективно поддерживать отечественное машиностроение, и в частности – производство лифтов и комплектующих к ним. Поэтому я настроен оптимистично, и верю в перспективы того предприятия, которое должно быть создано на базе нынешнего КМЗ.

А расчистка земельного участка под офисную и жилую недвижимость – это вариант, который мы даже не рассматриваем всерьез.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру