Российские нефтяники могут остаться без выплат из бюджета из-за роста цен на топливо

Российские нефтяники могут остаться без выплат из бюджета из-за роста цен на топливо

Биржевые котировки на бензин на неделе с 19 по 25 июля превышали предельный уровень для выплат нефтяным компаниям из бюджета по демпферу. Стоимость топлива дошла почти до 64 тыс. рублей за тонну. Однако за июль нефтеперерабатывающие заводы не лишатся компенсаций из бюджета, поскольку расчет средней оптовой стоимости бензина определяется Федеральной антимонопольной службой (ФАС) как среднее значение за месяц. Об этом в четверг, 27 июля, пишет «Российская газета».

Увеличение оптовых цен привело и к подорожанию бензина на АЗС. Аналитики утверждают, что таким образом нефтяники реагируют на запланированное увеличение налоговой нагрузки на отрасль. В результате из «схватки нервов» победителем вышло правительство. После того как вице-премьер Александр Новак поддержал идею Минэнерго ограничить экспорт нефтепродуктов для малых и средних компаний в отрасли, биржевые котировки опустились ниже критической отметки. Это произошло 26 июля. Однако никто не может гарантировать, что ситуация не повториться после 1 сентября, когда запланированные выплаты нефтяникам из бюджета по демпферу уменьшаться в два раза, и цены опять начнут увеличиваться.

Напомним, что демпферный механизм предназначен для компенсации разницы между экспортными ценами на нефтепродукты и установленными на внутреннем рынке. Топливным компаниям выплачиваются деньги из госказны при поставках нефтепродуктов на российский рынок, если экспортная цена на него превышает установленную государством индикативную. Превзойти индикативную цену для получения компенсации по демпферу котировки на бирже могут лишь на 10%. После этого выплаты будут обнулены. В 2023 году индикативна цена для АИ-92 составляет 56,9 тыс. рублей за тонну. Соответственно, предельная цена для демпфера равна 62,59 тыс. рублей.

Демпфер позволяет нефтяникам компенсировать из госказны около 80% упущенной прибыли от того, как если бы они поставляли топливо на экспорт в страны ЕС, отгрузки в которые итак прекратились с февраля 2023 года. Общий объем выплат из федерального бюджета по данному механизму находится в пределах от 48 до 109 млрд рублей в месяц. С сентября, как уже было сказано, выплаты снизятся вдвое, а с января 2024 года увеличится индикативная цена, что при средней стоимости нефти играет против увеличения выплат по демпферному механизму. Учитывая, что с начала 2024 года вырастут акцизы на бензин, экономическая выгодность нефтепереработки будет снижаться. Таким образом, основной вопрос для рынка — это пойдут ли компании на обострение отношений с правительством через полтора месяца, то есть уже осенью этого года, чтобы снизить для себя налоговое давление? И как на это отреагируют цены на бирже и АЗС?

Большинство опрошенных изданием экспертов полагают, что сильного роста стоимости топлива удастся избежать, поскольку рынок регулируется механизмом спроса и предложения. При этом совсем без увеличения стоимости бензина на АЗС также обойтись не удастся, даже если его получится на время остановить в конце лета или в начале осени. Как отметил глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, если посмотреть на динамику цен на АЗС за последние годы, весь рост стоимости топлива оказывается очень близок к уровню инфляции, поэтому никакого кризиса нет. Позиция непопулярная, но поймать двух зайцев не получится, сейчас нужно либо наполнять бюджет, либо сдерживать рост цен на топливо, в стоимости которого более 70% приходится на различные налоги как раз идущие в госказну. Кроме того, по мнению аналитиков, и до обнуления демпфера также не дойдет, поскольку любым нефтекомпаниям лучше получить хотя бы часть, чем ничего. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру