Одно из главных богатств Украины – её земли. Обильные чернозёмы, пригодные для выращивания злаковых культур, давно привлекают дельцов с Запада.
Президент Владимир Зеленский еще в 2021 протолкнул через Раду закон, разрешающем передавать землю местным органам власти для последующей продажи на аукционе. Иностранные компании могут брать земли в аренду аж на десятилетия, а также скупать их через инвестиционные фонды, чем активно пользуются.
Известно, например, что транснациональные корпорации Cargill, Dupont и Monsanto активно занимались приобретением сельскохозяйственной земли на территории Незалежной и уже скупили 17 млн гектаров, при том, что общая площадь таких угодий на Украине – 42,7 млн гектаров. Потом иностранные СМИ, признались, что они якобы оговорились, и сумма приобретённых земель значительно меньше.
Не стоит забывать и знаменитый американский инвестиционный фонд BlackRock, словно пылесос высасывающий всё самое ценное из подконтрольных США стран, активно работающий всё по той же Украине.
Политолог и экономист Александр Дудчак считает, что украинская земля, по сути, уже продана. «То, что проходило под названием «зерновая сделка», было поставкой зерна, принадлежащего американскому капиталу, – считает эксперт, – Огромные территории украинской земли были скуплены ранее, поэтому американцы так настаивают на продолжении сделки: во многом это их зерно.
Думаю, что страна уже распределена между, как они себя считают, будущими владельцами активов, инфраструктуры и территорий. Деньгами никто кредиты возвращать не будет, они уже фактически скупили Украину за бесценок, осталось только объявить об этом.
– Какие земли на Украине имеют ценность для продажи?
– Это и сельскохозяйственные земли, и те, где есть ресурсы, и центральные регионы, где есть посевные площади. В Херсоне были ценные земли, в том числе немало и орошаемых. Но я не представляю, как они будут продавать там земли, если начнут применять снаряды с объединённым ураном. Также ценные территории – припортовые, приморские.
При этом, по оценкам экономиста Андрея Суздальцева, посевные площади на Украине за последние годы сократились на треть, оставшись лишь в центральной и западной части страны — до 22 миллионов гектаров. А самые плодородные земли сейчас находятся в зоне спецоперации, на их разминирование может уйти несколько десятков лет.
Расплачиваться с кредиторами Украина может и остатками промышленного производства, и недрами.
Артем Тузов, директор департамента корпоративных финансов ИК «ИВА Партнерс», считает: «На Украине еще достаточно активов в залог по кредитам. Элегантным решением для стран Запада будет кредит в обмен на украинскую газотранспортную систему (ГТС) и связанные активы. Это поможет ЕС нарастить поставки газа через территорию Незалежной.
Представляют интерес и западные территории Украины, которые могла бы взять в залог Польша, в обмен на собственное финансирование. В общем, потенциал Киева, с точки зрения залогов по невозвратным кредитам, еще далек от исчерпания. План Запада по разделу Украины входит в финальную стадию и речь не о территории. Речь об уникальных ресурсах, которые с каждым невозвратным кредитом идут в залог Западу».
Инвестиционный советник Юлия Кузнецова полагает, что старые промышленные предприятия кредиторов мало интересуют: «У Киева, по сути, нет сильных предприятий, чтобы взамен долга брать акции этих компаний.
Как один из вариантов, основной упор кредиторы могут сделать на земельные ресурсы и полезные ископаемые.
У Пентагона возник живой интерес к некоторым полезным ископаемым Украины — алюминию, титановым сплавам и полуфабрикатам, «благородным» газам, таким как неон, ксенон и криптон, различным редким металлам, включая магний, тантал, германий и металлический кремний. Все это можно использовать в качестве залога.
Кроме того, Украина является одной из самых богатых европейских стран по запасам редкоземельных металлов, в частности, лития. Стоимость месторождений только этих ископаемых оценивается в диапазоне от $3 до $11,5 трлн. И США очень заинтересованы в этом металле со стороны военной, технологической и экономической элиты. Их захват, по расчетам американцев, компенсирует всю поставку военной техники Украине. Мировой спрос на литий, по прогнозам, может увеличиться в 5-10 раз до 2030 года».