Объяснен вернувшийся к россиянам страх хранения сбережений на карточке

«Люди сначала снимают зарплату, а потом кладут в банк по мере надобности»

Жители российских городов-миллионников возвращаются к наличным в качестве инструмента сбережения. По статистике одной из крупных страховых компаний, старые добрые стеклянные банки вернулись в число наиболее популярных способов накопления, причем больше всего доля любителей наличных в Москве (65%). Почему в сфере платежей произошел, казалось бы, неожиданный регресс — выяснял «МК».

«Люди сначала снимают зарплату, а потом кладут в банк по мере надобности»

Казалось бы, от столицы, где наиболее развита цифровая сфера услуг и расчетов, ожидаешь противоположных тенденций: многие москвичи уж и вовсе забыли о таком предмете быта, как кошелек, расплачиваясь всюду карточками и телефонами. Причем за последние годы, хотя в России перестали работать «встроенные» платежные интерфейсы для мобильных устройств от Apple и Google, новых вариантов цифровых расчетов появилось больше, чем было: QR-коды СБП и других платежных систем, онлайн-переводы, в ряде случаев биометрия...

И все-таки наличные снова набирают силу. Двое из трех опрошенных страховой компанией респондентов готовы в зависимости от ситуации хранить сбережения в наличных. И всего 9% респондентов принципиально не планируют пользоваться «бумагой» как средством накопления.

Причем для молодых людей (до 34 лет) процент доверия «наличке» в Москве самый высокий — 73%. А мужчины (71%) пользуются самым традиционным из способов накопления чаще, чем женщины (67%). Впрочем, последнее, кажется, объяснимо вполне бытовыми причинами: женщины особенно часто в 2010-е годы отказывались от кошельков, занимающих драгоценное место в сумочке. А мужчине, на одежде которого обычно есть карманы, носить с собой бумажник не проблема.

Помимо Москвы в наличных сберегали деньги жители остальных регионов России: в Новосибирске предпочитающих «бумагу» нашлось 78%, в Уфе 73%, в Краснодаре 70%. А вот в Волгограде и Перми почему-то таких накоплений было меньше: по 40%. Вообще же самостоятельные накопления формировали в минувшем году 60% респондентов, отметили в страховой компании.

Другие данные дают менее формальные опросы в соцсетях: так, среди более 2,5 тысячи респондентов-читателей Telegram-канала экономиста Дмитрия Прокофьева 14% сообщили о том, что постоянно откладывают наличные деньги, еще 13% держат некоторую сумму в «бумаге», остальное в банке, а 19% держат дома наличные, но специально их не накапливают. В общей сложности накопления в наличных, таким образом, имеют 46% опрошенных против 27% сторонников держать накопления только в банке, снимая наличные лишь на мелкие расходы. При номинально более низком проценте сторонников налички соотношение их с адептами чисто электронных сбережений примерно соответствует данным страховщиков.

— Если традиционно средством сбережения был банковский счет, а расчеты предпочитали совершать в наличных, то сейчас ситуация развернулась на 180 градусов, — рассказала «МК» менеджер отделения одного из федеральных банков в Москве. — Стало часто видно, что люди сначала снимают с карты зарплату или пенсию, а потом кладут деньги на карточку по мере надобности.

«Бумажная» схема внезапно оказалась удобной для ведения семейного бюджета, добавляет консультант по организации личных финансов Татьяна Микова. «Во-первых, исчезает проблема комиссионных при онлайн-переводах, — пояснила она. — Допустим, члены семьи кладут все доходы или их часть в общий котел. В полностью цифровом варианте это онлайн-переводы между разными лицами, а в ряде банков за это сверх определенного лимита взимается комиссия. Во-вторых, лежащая в шкафу пачка купюр хорошо визуализирует накопления, по ней хорошо виден их уровень. Наконец, многим психологически труднее разменивать одну за другой купюры из общего «котла», чем непринужденно покупать товары по карточке, тем более с кредитным лимитом».

Во многих сферах повседневной жизни с наличными, как выясняется, до сих пор удобнее. «Вы сегодня с наличными? Как приятно!» — совершенно искренне реагируют продавцы небольших несетевых магазинов (напомним, сейчас они чувствуют себя, пожалуй, даже лучше сетевой розницы). Рынки, парикмахерские, салоны бытовых услуг, кафе и рестораны — во всех подобных заведениях наличные только приветствуются...

— Только один момент неудобный, — рассказывает Айшат, продавщица овощей и фруктов в Щукине. — Нужен размен, а с ним не всегда хорошо. Поэтому всегда прошу: берите в банкомате мелкими купюрами, иначе приходится бегать и разменивать пятитысячные.

Если долго не пользоваться наличными, внезапно выясняется, что многие необходимые для этого рефлексы утеряны. Это привычка раскладывать купюры разного достоинства по разным отделениям бумажника; понимание, когда разменивать крупную купюру, а когда можно ее попридержать, и знание, в какое время суток кому лучше дать крупными, а кому мелкими. 

Наконец, подзабыто умение с полувзгляда различать эти самые купюры: совсем недавно появились (взамен более дорогих монет) полузабытые бумажки в 10 и 5 рублей, последняя из которых так давно не была в массовом обращении, что люди стали по цвету путать ее с тысячной.

  — Но в расчетах все-таки наличные менее универсальны, — говорит Татьяна Микова. — Рынки — это хорошо, но чтобы покупать на маркетплейсах, а без них сейчас вряд ли получится обойтись, не обойтись без банковского счета и карточки. И еще важнейшая отрасль — транспорт: в автобусах наличными не расплатиться, транспортную карту без банковского счета удаленно не пополнишь (придется стоять в кассах). 

Именно поэтому в столице ренессанс нала отчетливее, чем в регионах, подчеркнула собеседница «МК». Ведь вдали от Москвы зачастую главный способ приобретения товаров неповседневного спроса — именно покупки на маркетплейсах с доставкой в пункт выдачи заказов. А это требует карточек — как бы ни были всем милы наличные с их полной анонимностью транзакций.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29195 от 16 января 2024

Заголовок в газете: Наличные? Очень приятно!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру