Топливные цены в январе поднялись выше инфляции: что будет к декабрю

Для стабилизации ситуации на рынке горючего чиновникам снова придется доплачивать нефтяникам

Розничная стоимость горючего, вопреки различным законодательным вариантам их регулирования, продолжают зависеть от прямых договоренностей чиновников с производителями. Серьезная авария на крупном отечественном перерабатывающем заводе привела к падению поставок АИ-95 на отечественный рынок, вследствие чего биржевая стоимость бензина подскочила почти на 2%. Власти поручили нефтяникам не допустить рост цен на заправках. Это задание добывающие холдинги, конечно, выполнят, но потом наверняка потребуют новых субсидий из бюджета.

Для стабилизации ситуации на рынке горючего чиновникам снова придется доплачивать нефтяникам

Возобновить переговоры по поводу ценовой конъюнктуры на российском рынке топлива с добывающими компаниями, в руках которых сосредоточена львиная доля отечественной нефтепереработки, представители отраслевых ведомств решили после нескольких неприятных инцидентов на Нижегородском НПЗ, произошедшим за последние три-четыре недели. Поломки и возгорания, с которыми работникам завода пришлось справляться в декабре-январе, вывели из строя одну из относительно новых и современных установок каталитического крекинга, заточенную под изготовление высокооктанового моторного горючего. Технологические неурядицы сократили поставки востребованного АИ-95 на национальный рынок на 200 тыс. тонн в месяц, что привело к росту котировок это сорта в оптовом сегменте на 1,8% (в свою очередь, АИ-92 подорожал 1,6%).

Судя по всему, чиновники не предложили конкретные меры по стабилизации внутренних потребителей бензином АИ-95, а лишь выслушали планы производителей по увеличению выпуска бензина и дизеля в этом году и согласовали сроки и графики ремонта перерабатывающих мощностей. Между тем, как рассказывают источники, чиновники взяли с нефтяников слово, что стоимость горюющего на розничных АЗМ они не повысят.

Аналогичные обязательства сырьевые холдинги брали на себя и раньше. Правда, такие договоренности всегда подкреплялись определенными правительственными гарантиями. Главным образом, так называемым топливным демпфером, за счет которого экспортеры искусственно ограничивали поставки углеводородов за рубеж, где сбыт мог принести наибольшие доходы. Обсуждение демпфера не затихало ни на минуту. По итогам 2023 года такие выплаты составили почти 1,6 трлн рублей. Это меньше, чем в 2022 году, когда транши превысили 2,17 трлн рублей, но гораздо больше, нежели в 2021 году, когда переводы оказались меньше 675 млрд рублей.

«В прошлом сентябре демпфирующий механизм был скорректирован: в формулу ввели понижающий коэффициент 0,5, — объясняет руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Такой принцип должен был продержаться до конца 2026 года. Затем чиновники пошли навстречу нефтяникам и восстановили демпфер в прежнем объеме. В этом году производители будут отстаивать нынешний размер коэффициента, но кабмин захочет снизить выплаты: это необходимо для сокращения расходов казны и удержания инфляции в целевых показателях».

Для того, чтобы не допустить подорожания бензина на АЗС в преддверии президентских выборов, правительству придется действовать аккуратно, оперативно реагирую на все изменения биржевых топливных цен. «Трения вокруг размера демпфера состоят в его постоянном изменении, — отмечает руководитель управления аналитических исследований «ИВА Партнерс» Дмитрий Александров. — Для стабилизации стоимости готового топлива необходимо придерживаться изначально принятой формулы, которая позволяет избежать ценовых перекосов и сохранить рентабельность НПЗ, обеспечив сырьевыми объемами как экспорт, так и продажи на внутреннем рынке. Попытки урезать демпфер приводят к проблемам, ведь прочие элементы большого налогового маневра уже реализованы».

Эксперты уверены, что переговоры по вопросу стабилизации розничной стоимости бензина и дизеля не утихнут, а будут продолжаться в течение всего года. «Контроль над ценообразованием топлива в отдельно взятых регионах принадлежит местным нефтяным компаниям», — предупреждает руководитель департамента «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. В итоге возможный рост рыночных цен станет прямым следствием изменения биржевых цен, на основании которых мелким компаниям - участникам рынка придется выживать в условиях минимальной доходности, что потребует от них повышения стоимости нефтепродуктов все зависимости от договоренностей крупного бизнеса с государственными ведомствами.

По мнению аналитика Freedom Finance Global Владимира Чернова, российские власти постараются удержать темпы роста внутренних цен на топливо в рамках среднегодовой инфляции в стране, которая в 2024 году должна замедлиться до 4,5%. Для осуществления такого замысла придется вернуть нефтяникам демпферные выплаты в полном объеме. На практике рост ценников на АЗС рискует составить до 7%. Впрочем, в распоряжении правительства находится еще один довольно радикальный инструмент по снижению аппетитов производителей — временное, но полное ограничение экспорта. Тогда нефтяники будут вынуждены либо снижать добычу, либо снижать цены для увеличения продаж готового горючего, так как внутренние цены на топливо напрямую отражаются на стоимости товаров в магазинах. «Впрочем, вряд ли такой сценарий будет реализован, — отмечает Чернов, — поскольку в вопросе повышения демпферных выплат в настоящее время нефтяники находятся в более выгодной переговорной позиции».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29200 от 23 января 2024

Заголовок в газете: Горючее попросили не подогревать

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру