Как известно, основной вклад в инфляцию сегодня вносят дорожающие не по дням, а по часам овощи. Ситуация, с которой наша экономика прежде не сталкивалась в это время года. Ведь овощеводы только-только завершили сбор урожая, всего должно быть в изобилии. А цены растут.
По данным Росстата с начала года стоимость картофеля выросла в 1,8 раза, лука репчатого в 1,4 раза, капуста прибавила в цене 34 %, свекла почти 30 %…
Кажется, еще немного- еще чуть-чуть, и борщевой набор, самый популярный и ходовой у наших сограждан, станет доступным не для каждого.
Выход из создавшегося положения Минсельхоз с Минпромторгом видят в заключении долгосрочных контрактов производителей и торговли на основании формулы цены на овощи. Так сказать, аграрии и торговля – дружба навек! К такой договоренности пришли главы этих ведомств: Оксана Лут и Антон Алиханов.
Объединение аграрных производителей «Руспродсоюз» поддерживает эту инициативу при условии учета затрат на производство. И выступает за недопустимость штрафов за недопоставленные объемы. А также ходатайствует за сокращение сроков рассмотрения торговыми сетями предложений по обоснованной корректировке цен со стороны производителей.
«Если показатели формулы затрат будут снижаться, - отмечают в ассоциации, - то это снижение должно напрямую отражаться на снижении розничных цен».
Пока самой формулы нет: министры дали поручение своим штабам подумать над ее составляющими. Не исключено, что она может стать самой длинной в мире. Ведь если все учитывать, то в качестве этих самых составляющих должны фигурировать стоимость удобрений и средств защиты растений, расходы на окучивание делянок, затраты на борьбу с колорадским жуком, стоимость ГСМ на уборку урожая, курс рубля… В общем, все издержки производства. Камнем преткновения может стать погодный коэффициент, который способен существенно повлиять на конечную стоимость продуктов.
- Новая инициатива двух ведомств – дело хорошее, - считает аграрный аналитик Александр Корбут, - Вопрос в том, что из нее получится на практике. Формула цены должна быть корректной, учитывать и сезонность цен, и сезонность производства. Ее можно посчитать по средним затратам, в том числе и по перевозкам. Но если это сторонняя транспортная организация, то она может загнуть такую цену, что вся формула уйдет в логистику. Долгосрочные контракты – это замечательно. Однако, если торговые сети (ТС) забьют в документе единую цену, да еще навяжут свои дополнительные условия, это будет элементом давления на поставщика. Как, собственно, дело обстоит и сейчас.
- Судя по всему, разногласий между поставщиками и сетями много?
- Экономическая сила сетей значительно выше, чем сельхозпроизводителей. Смею вас заверить – цена доступа в ТС очень высокая и своеволию тамошних менеджеров, что называется, нет предела.
Одни показательный пример, который произошел с торговым брендом, правда, не в Москве. В сеть с птицефабрики привезли машину яиц в коробках. Открыли одну упаковку, в ней пара разбитых яиц. Магазин завернул всю машину. Дескать, езжайте обратно, все заново перебирайте, а потом к нам привозите…
- И что с этим можно сделать?
- Долгосрочные контракты должны быть тщательно продуманы. В них было бы хорошо прописать и ответственность торговых сетей, их финансовую поддержку сельхозпроизводителя.
И еще один важный момент. Значительные объемы овощей сегодня выращиваются фермерами и личными подсобными хозяйствами, которым дорога в ТС закрыта. Это снижает конкуренцию, что сказывается и на розничных ценах. На мой взгляд, необходимо учитывать интересы мелких производителей.