Мошенники нашли способ обманывать устанавливающих самозапреты на кредиты граждан

Эксперты объяснили, как защититься от аферистов, пытающихся добраться до аккаунта на «Госуслугах»

Мошенники активно следят за финансовыми новостями. Такой вывод можно сделать из уловок, которые они стали использовать в марте на фоне вступившего в силу закона о самозапрете на кредиты.

Эксперты объяснили, как защититься от аферистов, пытающихся добраться до аккаунта на «Госуслугах»

тестовый баннер под заглавное изображение

Как сообщили в Ассоциации развития финграмотности, в последнее время преступники звонят гражданам от имени сотрудников «Госуслуг» и уверяют, что самозапрет на кредиты установлен неверно, а для исправления ситуации нужно пройти по ссылке, которая является фишинговой, то есть используется для получения реальных логинов и паролей доступа. Как противостоять новой волне мошенничества, «МК» выяснил у экспертов.

С 1 марта у россиян появилась возможность добровольно запретить самим себе выдавать кредиты. Сделать это можно через «Госуслуги». Для подачи заявления нужна учетная запись на этом портале и ИНН. Самозапрет устанавливается на все виды займов, кроме автокредитов, образовательных ссуд и ипотеки. Функция эта пользуется большой популярностью у россиян: только за первые 10 дней её работы решение установить себе самозапрет приняли 5 млн человек. Власти внедрили возможность добровольного самоограничения граждан в выдаче им займов для борьбы с мошенниками, которые с помощью социальной инженерии уговаривали своих жертв оформлять большие кредиты и отправлять их «на безопасный счет» аферистам. 

Однако полезное нововведение тут же стали использовать жулики. Они стали звонить гражданам, воспользовавшимся правом на самозапрет и говорить, что, дескать, самозапрет оформлен неправильно. А для того, чтобы всё было сделано верно, человек должен пройти по короткой ссылке, которую ему тут же присылают в мессенджере, чтобы исправить заявление. Если россиянин следует этому совету, то он попадает на сайт, имитирующий «Госуслуги». И, как только он вводит логин и пароль, чтобы попасть к себе в личный кабинет, всё это быстро попадает к мошенникам. Иногда преступники представляются сотрудниками «Госуслуг», «представителями БКИ», «службой поддержки банков» и предлагают помочь установить самозапрет или снять его, если он был «установлен по ошибке», и действуют по той же схеме.

«Уязвимость здесь связана не с самим функционалом, а с социальной инженерией: мошенники манипулируют доверчивыми людьми, принуждая их раскрыть нужные данные, — отмечает  основатель юридического агентства Cartesius Игнат Лихунов. — Основная проблема заключается в недостаточной осведомленности граждан о том, как работает система самозапретов, и в доверии к звонкам от якобы официальных лиц».

По словам директора по расследованиям платформы безопасности цифровых активов ШАРД Григория Осипова, можно условно поделить мошенничества, связанные с самозапретом, на два типа. Первый заключается в том, что аферисты используют новый тренд для доступа к ресурсу «Госуслуги». Расчет мошенников на то, что инструмент самозапрета сам по себе новый, информирование население об использовании данного инструмента пока недостаточное и, соответственно, практика - как с ним правильно взаимодействовать, включая нюансы с оформлением, внесением изменений, отменой - еще не наработана. Этим и пользуются злоумышленники. Сюда же относятся мошенничества со всевозможными помощниками, которые якобы знают, как правильно подключить новый сервис.

Второй тип - мошенничества, которые непосредственно относятся к вопросам внедрения этого инструмента, его несовершенством и отсутствием наработанной практики. Так, уже есть случаи, когда мошенники пытаются получить кредит на лиц с установленным самозапретом, надеясь на то, что в случае успеха возвращать средства им не придется. Расчет делается на техническую задержку между установкой самозапрета и его вступлением в силу. 

​«В каждой смс-ке, которая приходит клиенту на телефон, написано «Никому не говорите этот код», но люди все равно его произносят», — констатирует  глава EXVED Сергей Менделеев. К сожалению, сейчас на «Госуслугах» нет кнопки экстренных действий в случае, если мошенники завладели вашим аккаунтом, а по идее должна быть, вплоть до видеоидентификации с паспортом в руке (такие системы уже есть на базе ИИ и успешно функционируют, например, на криптобиржах). 

Нужно искать креативные подходы. «Мне очень понравилось объявление в одном отделении банка: «Для перевода средств на «безопасный счет» пройдите без очереди к окну номер 5», — привел пример эксперт. — Уверен, такая простая хитрость сэкономила почти обманутым клиентам не один десяток миллионов рублей». Избежать такой ловушки мошенников можно только одним способом: никогда не переходить по ссылкам, полученным от неизвестных людей, не передавать никому свои коды и пароли. «Эти рекомендации эффективны и во всех других случаях, которые не относятся к самозапретам на кредиты, — говорит член правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Диана Сорк. — Потребителям нужно уже понять, что чиновники сами никогда не звонят людям».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29481 от 13 марта 2025

Заголовок в газете: Самозапрет как повод для аферы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру