От ажиотажа к балансу
Если 2025 год стал временем возвращения рынка труда к равновесию, то 2026-й обещает стать годом осознанного отбора: уходом массового роста зарплат и приходом эпохи избирательной, но устойчивой доходности. При этом в среднем по стране рост доходов граждан замедлится, что в декабре признавали даже в Госдуме. Так, по мнению депутата Панеша, в 2026 году реальная заработная плата россиян вырастет на 2,7–3,8%, а совокупные реальные доходы — на 1–2%. Парламентарий пояснил, что после бурного роста последних лет экономика входит в фазу стабилизации: умеренный рост доходов соответствует цели сдерживания инфляции и обеспечения устойчивого развития. Основным драйвером останется рост зарплат на фоне дефицита кадров в ключевых отраслях, а дополнительную поддержку окажет повышение МРОТ на 20%, которое затронет около 4,5 млн работников.
Согласно исследованию известного портала по трудоустройству, 2025 год стал временем стабилизации российского рынка труда: после периода острого кадрового голода спрос и предложение начали выравниваться — число вакансий сократилось на 12%, а резюме прибавилось на 19%. По мнению аналитиков, это знаменует возврат к здоровой конкуренции, а не кризис. При этом демографическая яма сохраняется и продолжает свое воздействие на рынок труда. И до реального восстановления численности трудоспособного населения, а произойдет это не раньше 2030 года, борьба за таланты остается напряжённой. Наиболее устойчив спрос в медицине и образовании (падение всего на 2–3%), где дефицит кадров усугубится с 2026 года из-за обязанности выпускников медвузов работать в системе ОМС, что подстегнёт зарплаты в частном секторе. Промышленность и розница делают ставку на технологичность, а не на рост штата. В IT «золотой век» джуниоров (начинающих програмистов, которые выходят на рынок труда с минимальным опытом работы — «МК») завершился: при сокращении вакансий на 13% в цене теперь опыт, особенно в сферах, связанных и искусственным интеллектом и кибербезопасностью. Строительство удержится на уровне прошлого года за счёт госпроектов и стабильного спроса на жильё.
Любопытно, что анализ зарплат, сделанный непрофильными структурами, немного отличается от выводов аналитиков сайтов по поиску работы. Например, как следует из исследования федеральных СМИ по данным за октябрь 2025 года (более свежих пока нет),в России лишь одна отрасль может похвастать средней зарплатой свыше 400 тыс. рублей — и это перестрахование. Её специалисты зарабатывают в среднем 439,6 тыс. рублей. В топ-5 самых высокооплачиваемых сфер также вошли высококвалифицированные сотрудники холдингов (322,4 тыс.), управляющие фондов и частные пенсионные фонды (там получают в среднем около 257 тыс.), а неожиданно высокие доходы — у рыбаков (251,9 тыс.). Выводы с профильными платформами у СМИ совпали только в отношении представителей IT-отрасли: издатели ПО получают средний доход в размере 244 тыс. рублей, разработчики — 223,5 тыс. рублей. Эксперты по добыче газа, авиаперевозчики и финансовые посредники замыкают десятку с зарплатами от 214 тыс. до 223 тыс. рублей соответственно.
Зоны роста
Но в наступившем году многое изменится. Согласно выводам аналитиков той же платформы по поиску работы, рынок труда окончательно откажется от эпохи массового роста зарплат — доходы будут расти только у тех, чья работа напрямую создаёт ценность: обеспечивает прибыль компаниям, безопасность или технологический суверенитет. Разрыв в заработках будет увеличиваться. В выигрыше — IT-элита (senior-разработчики, ML-инженеры, специалисты по кибербезопасности, а также дефицитные программисты с зарплатами 350–370 тыс. рублей), врачи частной медицины (стоматологи, репродуктологи, косметологи — рост на 10–12% из-за ужесточения обязательной отработки в ОМС), финансовые эксперты (их доход прибавит 8–10%), инженеры реального сектора (плюс 9–12%) и квалифицированные рабочие (мастера, операторы спецтехники — увеличение зарплат 7–10%).
А вот в проигрыше окажутся массовые профессии: курьеры, водители, линейный персонал ритейла, чьи доходы всё чаще будут привязаны к KPI, а фиксированные оклады уступят место гибким, но менее стабильным схемам платформенной занятости.
«2026 год для рынка труда будет непростой, — говорит профессор Финансового университета Александр Сафонов. — Наметившийся в 2025 году переход от рынка соискателя к рынку работодателя продолжит свое развитие. Компании начнут более активную балансировку численности персонала под изменившийся спрос, а это означает экономию, включая фонд оплаты труда. Поэтому динамика роста зарплаты будет исключительно в пределах инфляции, а в некоторых случаях — останется на уровне 2025 года». Рост зарплат может продолжится в сфере IT, но только в отношении тех сотрудников, которые обеспечивают конкурентные преимущества компаниям. Будут традиционно расти зарплаты в банковском и страховом секторах. Неоднозначно будут выстраиваться тренды в энергетических отраслях: у угольщиков скорее всего будет стагнация заработных плат, нефтяники и газовики будут в зарплатах более сдержаны, а электроэнергетики планируют проиндексировать с 1 июня минимальный месячный уровень тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала на 15,5%. В строительстве по-прежнему будет повышать зарплаты, в том числе из-за сокращения числа привлекаемых на работу мигрантов. «Так что рост расценок на услуги электриков, маляров, плотников и других специалистов неизбежен», — полагает Сафонов. А вот малый бизнес будет вынужден стараться сохранять зарплату на прежнем уровне, поскольку он наиболее подвержен влиянию потребительского спроса, заключил ученый.
Вкладчики снова заработают
Правда, доходы населения в 2026 году будут складываться не только из одной зарплаты, пенсии или пособий. Благодаря высоким ставкам в банках, ряд россиян получает ещё и инвестиционную прибыль. «Доходы россиян — это комплексная категория и каждый элемент этого комплекса может иметь свои прогнозные особенности, — поясняет доцент экономического факультета РУДН Андрей Гиринский. — Условно доходы можно разделить на зарплатные и инвестиционные. Анализируя тенденции последних лет, можно выявить тренд к сближению зарплатной и инвестиционной составляющих. Так, например, за предыдущий год зарплатная часть в агрегированном виде составила по экономике около 50 трлн рублей, а инвестиционный доход в тех или иных модификациях работы с капиталом составил около 44 трлн. рублей».
Другими словами, следует принять во внимание возможность получать доходы, используя механизм пассивного инвестирования: например, по итогам первого полугодия 2025 года совокупное количество вкладов населения в банках составило более 61 трлн рублей. С учетом тенденции снижения ставок по депозитам эта цифра может уменьшиться в наступившем году, однако возможность получения дохода от своих сбережений у россиян останется, указал Гиринский.