Ставка меньше, чем жизнь

Как меры правительства повлияют на банки?

На совещании по экономическим вопросам в среду в Белом доме премьер-министр Владимир Путин рассказал сразу о нескольких инициативах и ближайших действиях правительства в финансовой сфере. После обещания премьера снизить ставку рефинансирования Банк России вчера уменьшил ее на 0,5% (с 13 до 12,5%). Что касается остального, то Путин презентовал фактически схему прямого госрегулирования в сфере кредитования. “МК” спросил экспертов, к чему приведут названные меры.

Олег ИВАНОВ, вице-президент Ассоциации региональных банков:
— Заявления Путина — скорее не финансовые, а политические, и в этом их сила и слабость. Устанавливать в ручном режиме размер процентной ставки, указывать, кому давать кредиты, а кому нет, — это непродуктивно. Политическая целесообразность такого рода заявлений сомнений не вызывает. Однако директивы не приведут к ощутимым результатам. Финансовая материя текуча, никакие полки проверяющих не смогут за ней уследить. Меры реализовать на практике будет крайне трудно. Можно предположить, что следующим шагом государства будет внесение поправок в УК с целью застращать банкиров.
Среди прочего прозвучало и заявление о том, что источником повышения капитализации банков может стать использование государственных облигаций. Это потребует одной-двух дополнительных правок бюджета-2009. Чтобы выпустить облигации, придется увеличивать госдолг, идти на внутренние заимствования. Хочу подчеркнуть, что речь о национализации банков не идет: государство скорее подставляет им плечо на 3—5 лет. Это временная мера, необходимая для того, чтобы банки закрыли убытки. В ассоциации уже создана рабочая группа, которая прорабатывает детали.
Евгений НАДОРШИН, главный экономист одного из инвестбанков:
— Публично диктовать подобные довольно жесткие условия финансовому сектору — неосторожный шаг со стороны властей. Так они берут на себя часть ответственности за результат, и если банк через год снова придет за поддержкой по причине убытков из-за того, что он выполнял указания правительства, отказать ему будет непросто, а значит — снова придется тратить.
От получившего госпомощь банка требуется в не меньшем объеме обеспечить кредитование реального сектора и граждан. Причем срок выдачи кредитов должен быть не менее одного года, а ставки для корпоративных заемщиков — на уровне “ставка рефинансирования ЦБ+3%” (в сумме — 16%). Те немногие банки, которые смогут получить средства властей, реально лишь пополнят капитал, за счет которого им предстоит списывать убытки. Живые же деньги должны будут уйти в нефинансовый сектор по довольно неадекватным для сегодняшней реальности ставкам, что может только создать дополнительные проблемы в будущем.
Василий СОЛОДКОВ, директор Банковского института Высшей школы экономики:
— Сейчас инфляция постепенно затухает. Она во многом была отягощена девальвацией, ведь импортные товары резко подорожали. Теперь цены выровнялись и причин для дальнейшего роста нет. В этих условиях снижение ЦБ ставки логично — если быть на 100% уверенным, что инфляция действительно перестала идти в рост. Но полпроцента в данный момент — просто сигнал, ставка рефинансирования у нас мало связана со стоимостью денег.
Вообще, плавной девальвацией мы оттянули начало кризиса. По большому счету он начался только сейчас. Если мы будем заставлять банки кредитовать реальный сектор при отсутствии реального спроса, то снова получим инфляцию и массовый невозврат. Банки в отличие от премьера Путина анализируют, вернутся кредиты в систему или нет.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру