Вход — свободен

Как заработать деньги на рынке гостеприимства

Финансовый кризис предоставил малым предпринимателям уникальный шанс застолбить свою нишу на столичном рынке гостеприимства. Российская столица — идеальное место для развития бизнеса, основанного на посуточной аренде квартир. Поток приезжих в Москву стабильно держится в границах 4—5 млн. человек, а сегмент недорогих гостиниц, несмотря на обещания городских властей, по-прежнему развит крайне слабо. Средняя стоимость проживания в столичных отелях — 260 евро за ночь — не устраивает ни командировочных из регионов, ни рядовых туристов.

Отельный голод

Гостиницы эконом-класса в Москве не только неоправданно дороги, но и расположены в тех городских районах, где приезжим (особенно туристам) особенно делать нечего. Хотя столичные власти на протяжении последних 10 лет обещают изменить ситуацию к лучшему, кардинальных перемен на гостиничном рынке пока не видно. Большинство новых отелей, строящихся в центральной части города, относятся к категории 4—5 звезд и недоступны для рядовых гостей столицы. Эксперты прогнозируют, что в кризис эта тенденция только усилится. Уже в 2008 году гостиничный фонд Москвы пополнился только 1,7 тыс. номеров вместо заявленных 3 тыс., в 2009 году это соотношение, как ожидается, составит 1,3 тыс. номеров вместо 2,5 тыс. Нетрудно догадаться, что в первую очередь из-за проблем с финансированием будут заморожены проекты эконом-класса.  

Вместе с тем сложившаяся в гостиничном секторе ситуация играет на руку малым предпринимателям, ищущим свою нишу в экономике Москвы. “Во многих городах мира наряду с традиционными отелями и хостелами действует рынок посуточной аренды квартир, который рассчитан на людей, отдающих предпочтение индивидуальному обслуживанию и домашней обстановке”, — рассказывают в агентстве, специализирующемся на выездном туризме. В Москве этот бизнес пока развит слабо, но перспективы у него неплохие. Во-первых, временно свободное жилье имеют в своем распоряжении многие москвичи. Во-вторых, посуточная аренда в среднем на 30—40% рентабельнее долгосрочной. Ну и, наконец, в-третьих, при грамотном подборе квартир и пиаре в интернете спрос со стороны командировочных и туристов обеспечен. Где еще, если не в частном секторе, можно поселиться в 15 минутах ходьбы от Красной площади за 3,5 тыс. руб.?

Ценные советы

Известные риелторские конторы посуточной арендой жилья не занимаются, и это большой плюс. Конкурировать придется разве что с себе подобными, хотя пока “толкучки” в этом сегменте рынка не наблюдается. На краткосрочной аренде специализируются не больше 20—30 агентств, самые крупные из которых имеют до 50 квартир. Сейчас рынок съемного жилья в Москве находится в состоянии свободного падения, поэтому выбор объектов для формирования собственной базы довольно большой. Достаточно объяснить собственникам, что, сдавая квартиру посуточно, они будут получать на 30—40% больше, чем заселив жильцов на длительный срок.  

Жилье, подходящее для использования в качестве гостиничных апартаментов, должно находиться в центральной части города (не далее 2—3 станций от кольцевой линии метрополитена), недалеко от метро. Рядом с домом желательно наличие парковки, а в подъезде — консьержки и освещения. С хозяевами необходимо заключить договор долгосрочной аренды с правом передачи квартиры в поднаем. При этом владельца жилья лучше зарегистрировать как ПБОЮЛ: в этом случае он будет платить подоходный налог в размере 6%, тогда как с физлиц берут 13%. Кроме того, агентству придется взять на себя оплату страховки по трем видам ответственности — имущество, отделка интерьеров и гражданская ответственность. К регулярным расходам относится также оплата уборки помещений и зарплата менеджеров, занимающихся поселением.

Организация бизнеса

Поиск клиентов, как правило, осуществляется через сайт агентства в интернете. На нем должны быть представлены фотографии квартир (желательно приемлемого качества), их краткое описание, а также доступно и подробно расписаны условия аренды. Как правило, в краткосрочную аренду жилье сдается на срок более 2 суток, причем при бронировании с клиента берут предоплату в размере суточной стоимости квартиры. Чтобы успешно конкурировать на рынке, для расчета с гостями начинающему агентству необходимо предусмотреть все возможные способы оплаты — наличными, электронными деньгами и кредитными картами, а также оформление бухгалтерских документов командировочным.  

По желанию клиента ему должны быть обеспечены встреча/проводы на вокзале и трансфер до места проживания. В перечне услуг солидных компаний также фигурируют визовая поддержка туристов, организация экскурсий, билетов в театр и т.д., однако на первом этапе — это необязательно. В отличие от гостиниц все расчеты с квартирантами осуществляются по принципу in advance: т.е. оплата за весь срок проживания в квартире берется при поселении. Кроме того, некоторые агентства требуют с клиентов депозит, который служит страховкой на случай порчи имущества (некоторые гости не стесняются тушить бычки о журнальный столик и мыть обувь в джакузи) и возвращается в обмен на ключи в день отъезда.

Цена аренды

В Санкт-Петербурге и Киеве стоимость посуточной аренды квартир напрямую зависит от сезона: летом туристов больше — и цены, соответственно, существенно выше. Например, квартира, которая зимой сдавалась за 2 тыс. руб. в сутки, во время белых ночей в городе на Неве будет стоить 6 тыс. руб. А вот в Москве, говорят люди искушенные, пока разумнее делать ставки не на туристов, а на командировочных. 

Большинство агентств цены устанавливают раз в год и корректируют их разве что на время проведения каких-нибудь уникальных мероприятий, типа финала Лиги чемпионов или “Евровидения”. Поскольку командировочные бывают разные, то и квартиры в базе желательно иметь на любой “вкус и цвет”. Элитное жилье, которое пользуется спросом у иностранных бизнесменов и менеджеров преуспевающих российских компаний, можно сдавать в аренду по цене 8—12 тыс. руб. в сутки, апартаменты бизнес-класса — за 5—7 тыс. руб. в сутки, квартиры класса “стандарт” — за 3—5 тыс. руб. в сутки, эконом-класса — за 2—3 тыс. руб. в сутки.

 Нетрудно заметить, что разница в цене между квартирой и гостиничным номером варьируется от 25—30% до 50%, если сравнивать элитное жилье и пятизвездочные отели в центральной части города. Эксперты не сомневаются, что финансовый кризис — это шанс для малых предпринимателей застолбить свою нишу на столичном рынке гостеприимства. 

Крупные отели существенно снижать цены не собираются. Старший вице-президент компании Jones Lang LaSalle Hotels Марина Смирнова напоминает, что хотя в 1998 году доходность номеров в московских отелях в общей сложности снизилась на 45%, отельеры до последнего удерживали цены, жертвуя загрузкой. А вот небольшие агентства, специализирующиеся на посуточной аренде квартир, в сложившихся условиях, напротив, могут проявить гибкость и выиграть за счет наполняемости. Даже в летний период, который у деловых людей в отличие от туристов традиционно считается мертвым, загрузка столичных апартаментов прогнозируется    хорошую рентабельность бизнеса.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру