Призрак “страха”

На российском рынке страхования все больше “несерьезных” компаний

Куда идти за выплатой по страховому случаю? Ответ логичен — в страховую компанию. Причем с момента введения прямого порядка расчета для тех, у кого новый полис, — в свою. А что делать, если до компании фактически не добраться?

Как говорит первый вице-президент крупнейшей страховой компании Дмитрий Маркаров, случаи, когда человек просто не может добраться до своей страховой компании, уже не редкость. Все просто — представитель в регионе де-юре есть, а вот де-факто не работает. То есть филиал задокументирован, а по сути ничем, кроме выдачи полиса, помочь не может. По статистике, из всех страховых случаев на такое попадают “всего” 1—2%. “Но это же десятки тысяч людей! — возмущается Маркаров. — Они реально не могут добраться до своей компании, чтобы получить положенные по закону выплаты”. “Чтобы защищать кого-то, ты сам должен быть сильным. Вот вы, девушки, — обратился он к журналисткам, — замуж за хлюпика выйдете? Вот и с компаниями так же”. По его словам, такая практика возникла из-за несовершенства в законодательстве. Сегодня получить лицензию на КАСКО и ОСАГО компании относительно несложно: открыл несколько филиалов (в том числе в виде представительства через другие компании), подал заявку и дело в шляпе. Может быть, схема в данном случае несколько упрощена, но факт остается фактом — достойного отпора недостойные не получают. “Я бы посоветовал прекратить баловаться с такой формой, как страховая компания, — продолжил оратор. — Не называйтесь страховой компанией, становитесь брокерами, агентами, но не позорьте статус. Пока не вынесли с рынка ногами вперед, лучше уйти самостоятельно”.  

Между тем случаи “выноса вперед ногами” уже есть. И речь идет не об угрозах или заказных убийствах, а именно о “выносе” с рынка — аннулировании лицензии на страховую деятельность. На годовом собрании Российского союза автостраховщиков “вынесли” 30 компаний. У 27 из их, как говорит вице-президент РСА Олег Пилипец, лицензии отозваны ранее, два игрока просто отказались работать с прямым порядком компенсации. Последняя же компания была изгнана с позором. По словам вице-президента РСА, компания по требованию союза предоставила гарантию банка в подтверждение своей финансовой состоятельности. После запроса ЦБ в соответствующую кредитную организацию выяснилось, что бумага элементарно подделана и ни о каких гарантиях банк даже не слышал. Сейчас делом занимаются правоохранительные органы. По одной организации, которую тоже хотели отправить в списки “исключенцев”, шли особенно оживленные дискуссии. Настолько оживленные, что встречу с прессой пришлось отложить на два часа: страховщики всеми силами пытались убедить коллег, что выкидывать из союза их не стоит. Посовещавшись, дружно решили подождать, но с условием: в течение нескольких дней компания обязана выплатить все недостающие членские взносы и сформировать стандартный страховой депозит в размере 3 млн. рублей.  

В связи с кризисом и банкротством энного количества страхователей у РСА появилась дополнительная головная боль — долги. За компании-банкроты союз заплатил уже более 1,5 млрд. рублей. И лишь 47 млн. удалось получить назад по процедуре банкротства. Понятно, что “стабфонд” РСА не резиновый, на всех явно не хватит. И что тогда делать с гражданами? Вопрос повисает в воздухе. “Необходимы изменения в ряд законов. Если все останется по-прежнему, это будет сигналом для других компаний, которые хотят уйти и не расплатиться с долгами”, — говорит Пилипец. Руководство РСА озвучивает удручающие цифры — в день приходится обслуживать по 200—300 человек, которые идут в союз за выплатами от обанкротившихся компаний. А раньше число посетителей по таким вопросам не превышало 5—10.  

Ситуация на вообще страховом рынке вызывает опасения уже и у Минфина. Об этом, в частности, на недавно прошедшей седьмой международной конференции по страхованию говорила заместитель директора департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева. Кризис непосредственно повлиял на страховую отрасль — на 30% выросло количество жалоб страхователей, в том числе и в Минфин. Основное количество жалоб происходит на задержку выплат или необоснованный отказ в них. За первый квартал было подано примерно 6 тысяч таких жалоб. Коллегу из Минфина поддержал и новый руководитель Федеральной службы страхового надзора Александр Коваль, заявивший, что “жалобы страхователей в службу — это индикатор, показывающий состояние дел: их число за первые три месяца 2009 года сопоставимо с уровнем девяти месяцев прошлого года”.  

По словам Коваля, страховщики в период кризиса сокращают персонал, урезают бонусы или вовсе отказываются от их выплат, перестраивают корпоративные процессы, а с другой стороны — делают скидки, демпингуют, затягивают выплаты или совсем не платят, а также пытаются привлечь инвесторов, “что сложно в нынешней ситуации”. Ряд страховщиков, как отметил г-н Коваль, ждет помощи от государства, но, по его словам, “надо говорить откровенно, могут ее и не дождаться”.  

Вместе с тем ситуация не настолько тревожна, и страховой рынок продолжает расти. Сейчас в Минфине идет работа над грядущими изменениями, в том числе и в ОСАГО. Как подчеркнула на уже упоминавшейся конференции Балакирева: “Сейчас выплаты по ущербу, нанесенному жизни и здоровью, — несерьезные суммы для оценки деятельности страховщиков по ОСАГО… Мы намерены расширить перечень лиц, которые могут получить выплату. Могут быть введены фиксированные выплаты с учетом тяжести повреждений. Работа будет проходить наряду с оценкой установленных тарифов по ОСАГО”.  

Так куда же идти, если ваша страховая компания оказалась “призраком” или финансово несостоятельна? Ответ все тот же — в РСА. Пока “кубышка” страховщиков катастрофических потерь не ощущает. А над разработкой более строгих правил и законов они уже работают.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру