Расчет на месте

Как заработать на платежных терминалах

24.05.2009 в 17:24, просмотров: 1632
Рынок платежных терминалов — один из самых бурно развивающихся рынков Москвы. И кризис ему не помеха. Отсутствие госконтроля и дешевый входной билет (150—200 тыс. руб.) позволяют малому бизнесу на равных конкурировать с крупными банками на рынке моментальных платежей.

Конкурентная среда

По данным CNA, в России установлено около 100 тыс. платежных терминалов. 90% точек работают по агентской схеме, 10% — по банковской. Ежедневно через них совершается 10,5 млн. платежей, ежемесячно терминалами пользуются 100 млн. человек. Всего в России на каждый терминал приходится 2153 человека, в Москве — 1159 человек.  

Как подсчитали в Национальной ассоциации участников электронных торгов, оборот рынка моментальных платежей в 2008 году вырос на 36% и составил 536 млрд. рублей. Средний платеж за прошедший год также возрос и достиг символической отметки 100 рублей. Интересно, что, несмотря на кризис, в этом году ожидается ее увеличение до 117 рублей, притом что количество транзакций в 2009 году останется на прежнем, очень высоком уровне (5,4 млрд.).  

Секрет такого прорыва раскрывается очень просто — восемь последних лет рынок микроплатежей никем не регулировался, ему никто не мешал расти. Дешевый входной билет и минимум административных барьеров привлекли многих индивидуальных предпринимателей. Сегодня частникам, владеющим небольшими сетями из 3—10 терминалов, по оценке CNA, принадлежит 40—55% всех сенсорных автоматов. Они, как правило, работают по субагентской схеме — собирают деньги, переводят их платежной системе, а та доставляет средства компании — конечному получателю.  

“Прелесть нашего бизнеса, — отметил на условиях анонимности один из игроков терминального рынка, — заключается в том, что сегодня никто из госорганов не имеет права узнать, сколько торговых точек, где они расположены, какую прибыль дают”. Действительно, до сих пор установка платежного терминала на улице или в помещениях не подлежит лицензированию и госконтролю. Отметим, что участники этого рынка не боятся проверок милиционеров. ЦБ, Минфин, ФАС и МВД уже выступили с разъяснительными заявлениями о законности агентской модели. Более того, ФАС попросила владельцев терминалов в случае возникновения подобных ситуаций незамедлительно информировать об этом антимонопольный орган.  

Сегодня любой желающий индивидуальный предприниматель может купить автомат самообслуживания и, подключив его к интернету (через выделенный канал или мобильный телефон по технологии GPRS) и ЭПС (электронная платежная система), начать прием денег с населения. То есть фактически осуществлять банковские услуги.  

Более 90% объема транзакций посредством терминалов сейчас приходится на оплату мобильной связи. Остальное — плата за пользование интернетом и IP-телефонией, коммерческим ТВ, за междугородные телефонные переговоры, а также погашение потребкредитов, квартплата и коммунальные платежи.  

Платежные терминалы избавили жителей и гостей столицы от очередей и дали право сотням частных предпринимателей и мелких компаний, не имеющих банковской лицензии, конкурировать с банками на розничном рынке. При этом ИЧП, ПБОЮЛ и небольшие ООО имеют явные преимущества перед кредитными организациями, поскольку банковские технологии в несколько раз дороже небанковских.

Организация бизнеса

Схема построения платежного бизнеса проста: покупается терминал и заключается договор с ЭПС, которая открывает для компании или ИЧП депозит. На него владелец вносит авансовый платеж любого размера, в пределах которого он и может принимать платежи. Через процессинг он получает доступ к контролю состояния депозита и текущих операций на терминале. После оплаты частным лицом услуги информация о проведенном через терминал платеже поступает на сервер ЭПС, и с депозита владельца автоматически снимается сумма данного платежа и перечисляется на счет поставщика услуг. Владелец терминала следит за остатком на депозите и пополняет его после инкассации терминалов.  

Очень важно правильно выбрать электронную платежную систему. От этого будет зависеть перечень поставщиков услуг, за которые можно будет принимать оплату. У больших и долго работающих платежных систем большой список поставщиков услуг, широкий географический охват, стабильно работающая система приема платежей, высокая скорость прохождения платежей. Самыми крупными платежными системами в Москве являются “E-Port”, ОСМП, “Cyberplat” и “Элекснет”.  

Успех дела во многом зависит и от выбора места для терминала. В Москве платежным аппаратам становится тесно не только в доходных местах — супермаркетах и подземных переходах, но в офисах и кафе, на автозаправках и вокзалах, в кинотеатрах и аптеках, на улицах, станциях метро и в вузах.

Расходы

Минимальная стоимость входного билета в платежный бизнес — 150—200 тыс. руб. В нее входит стоимость одного терминала (от 45 тыс. руб., более дешевые находятся в категории “одноразовых”), оборотные средства на депозитном счете (аванс платежной сети). Еще одна важная статья расходов — аренда. За последние два года арендные ставки в Москве выросли в три-четыре раза. В магазинах шаговой доступности, расположенных в спальных районах города, еще можно договориться от 3 тыс. рублей за один аппарат в месяц. У станций метро один “квадрат” территории стоит дороже. А ежемесячная аренда точки в популярных супермаркетах начинается от 30 тыс. рублей.  

Кроме этого придется потратиться на подключение к интернету, электропитанию и инкассацию. Страховка от пожара и вандалов стоит около 1,5% от стоимости терминала. В графу расходов также входит оплата банку за проведение с одного счета на другой, а также налоги (6% от оборота), если вы берете внешнюю комиссию. То есть если с клиентов берется комиссия в 5%, то с положенных в терминал 100 рублей платится налог 30 копеек. Не стоит экономить на высоконадежных купюроприемниках: периодически через терминалы пытаются сбывать поддельные купюры мошенники.  

Терминал нужно не только инкассировать, но и организовать круглосуточную техническую поддержку. Связь через GPRS не всегда стабильна, значит, неизбежны затраты на “выделенку”. Необходимо менять чековую ленту, чистить купюроприемник. В итоге получается, что строить сеть, в которую входит меньше пяти терминалов, убыточно.

Доходы

Владельцы терминалов получают четыре вида доходов: внутренняя комиссия, которую платит поставщик услуг, например оператор мобильной связи (1,5% от суммы перевода, из которых от 0,2—0,4% возвращается процессинговой системе), внешняя комиссия от клиента (3—5%) и не вполне законная комиссия “за инкассацию” — за обналичку (6%). Итого около 11%. Причем объем оборота “обналички” на российском рынке микроплатежей постоянно растет. По оценкам отдельных игроков, в конце 2008 года он приблизился к отметке 250 млрд. рублей.  

В последнее время еще одной важной прибыльной статьей стала реклама. Согласно исследованию “Комкон”, как рекламная платформа платежные терминалы занимают четвертое место по размеру недельной аудитории. Этот показатель выше только у таких дорогостоящих носителей, как телевидение, радио и общественный транспорт. Поскольку охотнее всего услугами терминальных сетей пользуется молодежь, владельцы терминалов соревнуются в дизайне интерфейсов, стараясь сделать их более яркими и стильными.  

Процветание “терминального” бизнеса во многом зависит от проходимости точки обслуживания. В Москве почти все отличные места уже заняты. Еще год назад чистая прибыль от одного автомата в столице составляла в среднем 15—60 тыс. рублей за месяц — сейчас из-за насыщения рынка маржа падает. Из-за этого некоторые предприниматели продают свой бизнес сетевым компаниям.

Тенденции

Рынка мобильной связи на всех не хватает, и терминалы уже принимают к оплате коммунальные платежи, деньги за билеты на железнодорожный и авиатранспорт.
Не так давно правительство Москвы объявило о намерении установить в подъездах жилых домов многофункциональные потребительские терминалы, с помощью которых можно будет приобретать билеты на городской транспорт и зрелищные мероприятия, оплачивать квитанции ГИБДД, платить за связь, детские сады, коммунальные услуги. Только объем платежей населения за услуги ЖКХ в прошлом году составил порядка 560 млрд. руб.  

В ближайшем будущем владельцы платежных терминалов намерены использовать их для оплаты информационных услуг в торговых центрах, горючего на АЗС, пользования стоянками и платными дорогами. Еще одна интересная новинка системы моментальной оплаты — подписка на печатные издания. При наличии экономического смысла можно продавать билеты в кино и театр со штрих-кодами, автоматизировать оплату междугородных и международных переговоров.  

В конце марта Госдума приняла законопроект “О деятельности по приему платежей физлиц, осуществляемой платежными агентами”. Начиная с 1 января 2010 года через терминалы можно будет оплатить не только услуги интернета и мобсвязи, но и налоги, госпошлину, штрафы и гасить кредиты. Впервые устанавливаются обязательные требования к терминалам: они будут использовать контрольно-кассовую технику и выдавать чеки фиксированного образца. Чеки должны содержать информацию о сумме платежа, наименовании оплаченного товара, работ или услуг, размере комиссии, дате и времени платежа. Размер суммы по операциям, не требующим проведения идентификации плательщика, составляет 15 тысяч рублей. Аппараты, не оборудованные встроенным кассовым аппаратом, с нового года будут запрещены к использованию.  

Как заявил глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник, “законопроект создал дополнительные условия для развития предпринимательской деятельности, связанной с обеспечением для населения доступности товаров, работ и услуг, а также расширением способов расчетов с участием физических лиц”. Правда, в апреле Совет Федерации отклонил законопроект о платежных терминалах. Его судьбу в конце мая должна решить согласительная комиссия.