Благие намерения на триллион рублей

Малый бизнес дорос до больших цифр

Минэкономики представило правительству государственную программу поддержки роста в экономике через развитие малого и среднего бизнеса. До конца 2012 года в рамках “проектной карты” развития малого бизнеса предполагается потратить  1 трлн руб., из них 288 млрд. руб. — из госбюджета. Проблема, как всегда, в том, что благие намерения есть, а денег — нет.

Подарок с оговорками

Презентация 18 мая стала не первой, а второй. Впервые о “проектной карте” упомянул премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая 22 апреля на форуме по малому и среднему предпринимательству. Тогда же он озвучил главный подарок, который государство собирается сделать малому бизнесу, — повышение порога максимальной годовой выручки для применения упрощенной системы налогообложения вдвое — с 30 млн. руб. до 60 млн. руб.  

Напомним, что упрощенная система налогообложения позволяет малому бизнесу (пока он остается малым, что государство как раз и определяет на основании объемов годовой выручки) не платить наиболее тяжелые для бизнеса налоги. И, в частности, НДС. Так что решение правительства — действительно подарок.
Его реализация уже началась: 20 мая Госдума одобрила в первом чтении законопроект “О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса”. Документ, как и многие подобные законопроекты, был внесен в Госдуму еще 18 сентября прошлого года. И ждал своего часа, то есть принятия “наверху” решения о конкретных цифрах.  

Объявив об удвоении порогового дохода, Владимир Путин предложил считать его “частичной компенсацией издержек бизнеса в связи с резким ростом социальных платежей с 2011 года”. Повышение предельного дохода для “упрощенки” до 60 млн. руб. стало результатом нелегкого компромисса между Минэкономики и Минфином. Минэкономики предлагало поднять планку для упрощенной системы налогообложения до 100 млн. руб. Минфин же в “Основных направлениях налоговой политики на 2010—2012 годы” заявил о том, что порог увеличивать не надо. В результате была выбрана “серединная” позиция — порог в 60 млн. руб., но без его нынешней ежегодной индексации на размер инфляции.  

Больше никаких налоговых подарков малый бизнес пока не получил. Да и полученный был передан с оговорками. По словам Владимира Путина, “к налогообложению малого бизнеса власти вернутся через три года — в том числе для того, чтобы уйти от разного рода непрозрачных схем”. А первый вице-премьер Игорь Шувалов был более конкретен: он сообщил, что “в будущем спецрежимы могут быть отменены”. “Необходимо формировать универсальные правила налогообложения для всех налогоплательщиков и поддерживать их отдельные группы не с помощью спецрежимов, а через систему грантов и субсидий”, — заявил Игорь Шувалов.  

Как бы то ни было, у малого бизнеса есть повод для радости. Ведь на льготном, упрощенном режиме сейчас работают порядка 35% малых предпринимателей (55% платят налог на вмененный доход, 10% — обычные налоги). Возможно, с изменением порогового дохода доля предприятий с “упрощенкой” вырастет. Вот только непонятно, как быть с тем, что Минфин в лице Федеральной налоговой службы (ФНС) не рекомендует предприятиям с обычной системой налогообложения заключать договоры с “упрощенцами”? Не запрещает, конечно, а просто начинает эти предприятия с пристрастием проверять, вынуждая их не иметь дела с “упрощенцами”.  

ФНС понять можно: формально никаких нарушений здесь нет (потому и рекомендация неофициальная). Однако фирмы-однодневки с упрощенной системой налогообложения являются для налоговиков головной болью. И проблема решится кардинально только с отменой “упрощенки”, о чем и говорят высокопоставленные чиновники. Но обещанного, как всегда, три года ждут. Вот на этот срок (если кризис раньше не кончится) у малого бизнеса и появились некоторые послабления.

Ненормативная лексика

Увеличение порогового дохода является едва ли не единственной конкретной мерой в “проектной карте”. Потому что в остальном многостраничный документ является ненормативным. В том смысле что увеличение расходов на малый бизнес в нем заложено, а источники финансирования не указаны. С бюрократической точки зрения подобные документы являются не более чем декларацией о намерениях.  

Собственно, авторы “проектной карты” этого и не скрывают. Глава Минэкономики Эльвира Набиуллина подчеркнула: “Документ еще не прошел необходимых согласований в ведомствах и не имеет подтвержденного финансирования из бюджета. Исключение составляет только 2009 год. Обязательной к исполнению в полном объеме “проектная карта” станет после того, как перечисленные в ней мероприятия будут оформлены законодательно, постановлениями правительства и бюджетом”.  

 В 2009 году стоимость “проектной карты” для госбюджета оценивается в 78 млрд. руб., и эти деньги вроде бы есть. В целом же программа рассчитана на 4 года. За это время из всех источников предполагается привлечь 924 млрд. руб. При этом из федерального бюджета Минэкономики предлагает оплатить треть расходов, или 288 млрд. руб., а именно: 78 млрд. руб. — в 2009 году, в 2010 году — 60 млрд. руб., в 2011 году — 94 млрд. руб., в 2012 году — 55 млрд. руб.  

Предполагается, что из бюджетных средств будет выделяться по 15 млрд. руб. в гарантийные фонды, которые, согласно планам Минэкономразвития, будут предоставлять гарантии по кредитам предприятиям малого и среднего бизнеса. С 2010 года в два раза может быть увеличена генеральная программа поддержки малого бизнеса — с 10,5 млрд. руб. в 2009 году до 21 млрд. руб. — в последующие годы действия программы.  

Также среди мер господдержки малого бизнеса названы разработка нормативных актов спецрежимов работы малых предприятий, статнаблюдение, совершенствование системы бухучета, мероприятия по снижению административных барьеров и облегчение подключения к технологической инфраструктуре. Существенная роль отводится и госзаказу: предлагается не только размещать не менее 20% госзаказа в небольших предприятиях, но и обязать делать то же госмонополии и госкорпорации, для чего надо принять новый или существенно доработать действующий закон “О госзакупках”.  

Главными целями “проектной карты” названы повышение спроса и снижение издержек на продукцию малого бизнеса. Цель предлагается считать достигнутой, если доля работников, занятых на малых предприятиях, увеличится с 13% от экономически активного населения в 2008 году до 28% в 2012 году, а доля выпуска продукции к 2012 году вырастет до 32% ВВП.  

На бумаге все выглядит гладко и красиво. Однако согласования с Минфином эти амбициозные планы пока не получили. И опыт показывает, что в полном объеме вряд ли получат. Ведь месяц назад Минэкономики в своем официальном письме вице-премьеру, министру финансов Алексею Кудрину предлагало куда более радикальные меры. Например, в качестве временной антикризисной меры предлагалось разрешить регионам снижать ставку налога для “упрощенцев” до нуля. “Мы хотим, чтобы малый бизнес сейчас генерировал рабочие места и не думал о налогах”, — объяснял инициативу заместитель главы Минэкономики Станислав Воскресенский.  

Минфин, однако, столь же официально назвал такой подход “неконструктивным” и идею не поддержал. И судя по тому, что из итоговой редакции документа она исчезла, влияние Минфина в данном вопросе оказалось весомей аргументов Минэкономики. Не исключено, что в процессе согласования часть расходов в рамках программы также будет урезана.

Радоваться рано

Возможно, доводы Минэкономразвития стали бы весомей, если бы ведомство не допускало скандалов при реализации уже согласованных программ. Например, 29 апреля стало известно, что государственная Российская венчурная корпорация (РВК) в конце 2008 года разместила 85% своих ресурсов на депозитах в банках. Через несколько месяцев на бюджетные средства были начислены проценты в размере более 2,5 млрд. рублей. Зато уже согласованные инновационные проекты получали деньги с большим опозданием. И после девальвации, что немаловажно.  

“Используемая РВК схема “фонда фондов” полностью снимает с участников ответственность за эффективность использования средств. Это порождает самую благоприятную атмосферу для коррупции и некомпетентности, в чем всем нам еще раз помогли убедиться последние проверки Генпрокуратуры”, — горячится Ольга Ускова, президент Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ). Что ж, проверка Генпрокуратуры действительно выявила нецелевое использование 28 млрд. руб. государственных средств. Тем не менее РВК значится среди получателей бюджетных средств и в новой программе.
Пока “наверху” не могут разобраться с различными программами и обвинениями в коррупции, количество зарегистрированных малых предприятий в России впервые за 15 лет стало снижаться. Таковы данные Росстата.  

 Видимо, чиновники, составляющие амбициозные программы, хотят воспользоваться мировым опытом по поддержке малого бизнеса. Однако декларации о намерениях с трудом переходят в практическую плоскость. Без учета российских реалий правительству скоро некому будет помогать даже в рамках самой красивой программы поддержки малого бизнеса.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру