Тратить или копить?

Кто останется в выигрыше после кризиса

Если суммировать все рецепты успеха людей, вне зависимости от того, в какие времена и в каких странах они жили, то их можно выразить одной широко известной фразой — “в нужное время в нужном месте”. Добавим лишь еще от себя — “с правильным поведением”.

Понятно, что “правильное поведение” вовсе не означает “не ковыряться в носу, не плеваться и не кидать мусор мимо урн”. А заключается в той модели достижения цели, которая была выбрана успешной персоной.

Переживаемый сейчас нашими согражданами период — один из наиболее переломных за последние годы. Кризис, как удав кролика, сковал сознание россиян. И они сейчас мучительно ищут правильные ответы в частоколе вопросов: что делать? как сохранить деньги? копить или тратить? А в ответ — нет, не тишина, а полная разноголосица мнений.

Рискну высказать еще одно, пусть и не совпадающее с общим хором. Все ведущие экономисты планеты отмечают, что уже в ближайшем будущем значительно вырастет роль и значение материальных ресурсов, которыми обладают страны и государства. Идея конфликтов, вплоть до военных, за обладание месторождениями нефти, газа и т.д. не нова. Но с развитием кризиса, который делает все более призрачными перспективы нынешней экономической модели, в которой во главу угла поставлены деньги, а сама она имеет ярко выраженный виртуальный характер, вполне логично предположить, что вырастет роль и значение материальных активов не только на макро-, но и на микроуровне. Вплоть до масштаба каждой конкретной семьи.

Чем завтра станут деньги, сейчас совершенно непонятно. Эксперты из разных стран теряются в догадках относительно судьбы и доллара, и евро. Что уж говорить в нынешней ситуации о будущем отечественной валюты, чья состоятельность полностью зависит от стабильности доллара и евро и мировых котировок нефти на иностранных биржах. Ряд экспертов прогнозируют, что к концу года рубль девальвируется еще примерно на 20%. И если их прогнозы сбудутся, то даже самые высокие процентные ставки по банковским депозитам не компенсируют реальные убытки вкладчиков. Стратегия копить “до последнего, а покупать после кризиса” может оставить своих последователей и без денег, и без тех товаров, от которых они отказались.

Впрочем, даже без реализации пессимистичного сценария откладывать действительно необходимые покупки не стоит и по другой причине. Сейчас и производители, и продавцы, и даже государство пытаются разными способами оживить спрос. Одни снижают отпускные цены, другие предоставляют значительные скидки и устраивают распродажи, третьи дотируют кредитование. Все заинтересованные участники готовы работать с минимальной прибылью. И их усилия уже дают определенные плоды. Так, например, объем продаж автомобилей “АвтоВАЗа” показывает положительную динамику.

Но следует уяснить, что так будет продолжаться не столь уж долго. Как только появятся первые признаки выхода из кризиса, так бенефис скидок и льготных условий быстренько сойдет на нет. И то, что стоит сейчас, к примеру, 100 или 200 тысяч, вернется к прежнему ценовому уровню. А то и большему. Что тогда делать с деньгами, приросшими за время накопления на 15 и даже на 20%, уж точно не сможет ответить ни один эксперт. Максимально полезный совет, на который они будут способны, примет примерно следующую формулировку: “Надо было покупать раньше”.

Так что стратегия накопления может оказаться ошибочной. Но только при одном условии — тратить надо не просто абы как, а с умом.

Идеальный вариант — автомобили и недвижимость. Но и далеко не каждая машина подойдет под наши критерии. По экспертным оценкам, как только иномарка выезжает за ворота автосалона, она сразу теряет в цене 15—20%. А через год ее стоимость становится еще меньше. Что же касается продукции отечественного автопрома, то при всех реальных и мифических претензиях к ней рыночная цена авто через год не сильно отличается от первоначальной. Хотя бы в силу изначальной более низкой стоимости. Да и через 2 года та же “Лада” дешевеет меньше, чем навороченная “иностранка”. Что при российской инфляции вообще может свести потери при последующей продаже к минимуму.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру