Вкладчики бесстрашны перед завтрашним дном

Россияне выдали банкам кредит доверия

Свежая статистика Центробанка пугает. У россиян разошлись слова и дело. Слова — о второй волне кризиса, надвигающегося из банковской отрасли. И дело — рук, которыми соотечественники несут в эти самые банки свои накопления.

В последнее время отрасли российской экономики заняты “соцсоревнованием”: у кого что сильнее упало. Или выросло. Падает все хорошее, растет все плохое. Но статистика ЦБ переборола тренд. За четыре первых месяца кризисного 2009 года объем вкладов физических лиц вырос больше, чем за тот же период сытого 2008-го.

 На 1 мая текущего года соотечественники хранили на счетах почти 6,3 млрд. руб. Между прочим, это 22% всех пассивов системы. Примечательно, что рост объема вкладов пришелся именно на апрель, когда и начали муссироваться первые слухи о второй волне грядущих неприятностей в банковской сфере из-за роста плохих долгов.  

Если раньше “средняя температура по сейфу” увеличивалась в основном из-за того, что дорожали валютные накопления соотечественников, то теперь выросло реальное число депозитов. ЦБ в своей статистике отделила мух от котлет: 2,3% прироста приходится именно на новых вкладчиков.

Хорошая новость — нет плохих новостей

Последние сообщения финансового регулятора сложно назвать совсем уж мрачными. Директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ РФ Михаил Сухов опроверг прогнозы массового краха российских банков:  

— Сейчас банков 1041. Ожидаем, что либо в конце этого года, либо в начале следующего будет меньше тысячи, — считает он. По мнению Сухова, кредитных организаций станет меньше в основном из-за объединений в этом секторе.  

Да и просрочка в апреле притормозила свой рост. На 1 мая “нехорошими” считались 3,77% кредитов против 3,1% в апреле.  

— Динамика чуть ниже, чем в среднем за предыдущие месяцы, хотя темпы роста высокие, — полагает коллега Сухова, директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ РФ Алексей Симановский. Ему же принадлежит озвученный пару месяцев назад прогноз — 10% плохих кредитов к концу 2009 года.
 
Свою роль в притоке вкладов сыграла и политика банков. В погоне за столь необходимой ликвидностью они подняли ставки по депозитам и прогнули линейку своих продуктов под общественный запрос. Стало больше краткосрочных (1—3 месяца), мультивалютных вкладов или тех, где можно в любой момент забрать деньги до окончания срока без потери процентов. Угодливость банков понятна: доступ к дешевым кредитным ресурсам из-за рубежа перекрыт, приходится искать деньги в пределах границ своей страны. Тут уже через ноздрю вывернешься, чтобы клиент выбрал именно тебя.  

Но важно не нанести себе при этом акробатическом трюке травмы, не совместимые с жизнью. Например, в конце мая стало известно, что на рынке появился пополняемый вклад со ставкой в 21% годовых. Правда, минимальный срок размещения — четыре года, забираешь раньше — теряешь “сверхдоходы”. Конечно, реальный доход будет ниже, ведь вклад, размещенный под процент, больший ставки рефинансирования ЦБ, облагается налогом. Но и 19,6% годовых — тоже неплохо. Глава ЦБ Сергей Игнатьев не замедлил предупредить, что выделяться таким образом чревато последствиями. Если в пассивах банков значительная доля депозитов со ставкой выше 18%, у кредитной организации могут возникнуть проблемы, так как его процентные расходы превысят процентные доходы. Но банк — автор заманчивого предложения считает, что он в состоянии позволить себе такие широкие жесты и в случае проверки ЦБ сможет их экономически обосновать.

Верую, ибо абсурдно

Но отчего россияне стали такими доверчивыми? Ведь настороженное отношение к банковской системе у нас уже почти в генах. А сакраментальный вопрос: “Каким оно будет, завтрашнее дно?” — не звучит разве что из утюга. Пока его в розетку не включишь.  

Преподаватель Высшей школы экономики Евгений Надоршин считает, что на самом деле “доверчивость” обусловлена теми сигналами, которые сограждане получают от властей. АСВ благодаря грамотному управлению тонущими банками потратило на выплаты не так уж и много государственных денег. Для этих целей агентство предпочитает искать инвесторов, продавать активы банкротов. Надоршин полагает, что в нынешних условиях банковский депозит размером до 700 тыс. руб. — один из немногих для мелкого инвестора выходов сохранить свои сбережения. На наличный доллар в матрасе надежды нет — в наказание за снижение курса “зеленый” вытаскивают из полосатого. “Не случайно большинство московских обменников вывешивает курс ниже официального курса ЦБ, сейчас люди стали активно скидывать купленные осенью и зимой доллары”, — поделился экономист наблюдением с корреспондентом “МК”.  

— Власти на примере осени показали, что готовы идти на многое, чтобы удержать банковскую систему и спасти деньги вкладчиков. Хоть и говорится на высшем уровне, что антикризисная раздача закончена, поддержка банковской системы — еще и социальная мера, которая дает гражданам уверенность в сохранности их денег. Судьба конкретного банка перестает волновать человека, он знает, что успеет вытащить свои накопления или получить их от АСВ, — успокаивает Надоршин.  

Что останется от спокойствия вкладчиков ближе к часу “икс”, обещанному на осень, покажет время. Радует, что от пережитых стрессов нервы у россиян пока только крепчают. А крепкие нервы вкладчиков — одна из основ крепкой банковской системы.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"  

В 2009 году (с января по апрель включительно) общая сумма депозитов населения в российских банках выросла на 6,6% с учетом оттока на 0,3% в марте и прироста на 1,6% в апреле. На 1 мая доля валютных депозитов составила 31,5% против 32,9% на 1 апреля. С января по конец апреля 2008 г. объем вкладов населения увеличился только на 6,2%.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру