Лоскутное одеяло

“Торговую” реформу РЖД погубил земельный вопрос

“Торговую” реформу РЖД погубил земельный вопрос
Минувшей осенью РЖД решили навести порядок на вокзалах и запретили на привокзальных площадях всю уличную торговлю. Малый бизнес покинул насиженные места. Но порядка от этого в Москве больше не стало, поскольку до конца не была разграничена земля между городом и железной дорогой. По этой причине торговля контрафактом на московских вокзалах отступает пока медленно.  

В начале сентября железнодорожники начали наводить порядок на 332 российских вокзалах. Расположенные в хаотичном порядке палатки и киоски, по мнению железнодорожников, ухудшали санитарную обстановку. С 1 октября 2009 года на привокзальных площадях крупных городов началась “ликвидация всех стихийно образовавшихся коммерческих объектов”. Со всеми частными предпринимателями, торгующими у вокзалов, были расторгнуты договоры аренды торговых точек.

Автобусы уехали

“МБ” решил провести очередной рейд по Комсомольской площади, чтобы на месте оценить перспективы и проблемы малого бизнеса. Руководитель пресс-службы Дирекции железнодорожных вокзалов Дмитрий Писаренко любезно согласился выступить в качестве гида. Наша беседа с начальником Казанского вокзала Сергеем Добровольским началась с обсуждения “коммерсантов”, торгующих на территории привокзальной площади липовыми разрешениями на работу.  

— Из здания вокзала мы их с боем выгнали, — говорит Добровольский. — Специально для вас вот приготовил кучу конфискованных бланков, штампов и прочей печатной продукции. Видите, какая гора? Теперь они толкают свой товар рядом с вокзалом, но на городской земле. Когда вокзалы и город разграничат между собой привокзальную территорию, то возьмемся и за них. Думаю, справимся.  

Мы оценили груду конфиската. Чего там только не было: и медицинские книжки, и миграционные карты, и разрешения на “все случаи жизни”. Как пояснили милиционеры, бланки “реализаторы” спокойно берут в ФМС, где они лежат пачками на столах для всех желающих. Гербовых печатей на бланках нет. Их место занимают штампы. Как сообщил Сергей Добровольский, ФМС в недалеком прошлом на Казанском даже открыла пункт сервисных услуг. Официально зарегистрированная посредническая малая фирма оказывала помощь в оформлении настоящих документов для мигрантов. Стоимость полного пакета миграционных документов превысила 7 тысяч рублей. А красивые на вид подделки конкуренты продают за 2 тысячи. Естественно, мигранты решили сэкономить и отказались от дорогих настоящих документов. Поэтому малая фирма съехала по-тихому.  

На Казанском вокзале произошли и более заметные изменения. Исчезла огромная шумная стоянка междугородных автобусов, которые стихийно и без разрешения использовали Комсомольскую площадь как автовокзал. Ушла от вокзала подальше и палаточная торговля. Место, как говорят старожилы, было весьма хлебное. Есть и другие перемены: Казанский полностью покрыли сетью Wi-Fi. До 2015 года самый большой по площади вокзал в Европе, как и другие 332 других российских вокзала, будет модернизирован. Но вот с земельным “двоевластием” на привокзальных площадях надо что-то делать…

Павильоны ждут суда

Успокоенные, переходим через площадь. Я ждал этого момента. Здесь, между Ярославским и Ленинградским вокзалами, обосновалось самое вкусное и колоритное место, с точки зрения репортера. Ранее здесь процветала подпольная “биржа труда” для гастарбайтеров, блошиный рынок, где продавцы нередко сбывали ворованные телефоны. Теперь работает только часть павильонов. “Есть общая договоренность между железнодорожниками и городом о разграничении “полномочий”. Пока “наше” — это только те объекты, что примыкают непосредственно к зданию вокзала. Сейчас в судах находится свыше двух десятков дел о расторжении договоров аренды. Но напомню, что закрыть торговую точку — это еще не значит убрать с привокзальной площади сам павильон. Он принадлежит владельцу, и убрать его можно только по решению суда. Да, есть договоренность между городом и нами, о том, что на привокзальных площадях не должно быть палаток и киосков, реализующих продукцию сомнительного качества. Но это договоренность между нами и исполнительной властью, Мосгордума пока решения не приняла. Дело за депутатами”, — подчеркнул Дмитрий Писаренко  

Пока мы беседуем, на нас коршуном падают представители заинтересованной стороны — недовольные бизнесмены. Вот Татьяна Владимировна. Она уже 20 лет ведет дела на вокзалах.  

— Ну судимся. И будем продолжать отстаивать наши интересы. Это что же получается? Работали-работали — и на тебе, пошли вон. У меня 10 человек персонала. Их, значит, на улицу. Они, между прочим, россияне. Платят налоги. Это как понимать?  

Дмитрий Писаренко терпеливо объясняет, что вокзал — прежде всего объект для пассажиров. А такая нецивилизованная торговля создает нездоровую обстановку вокруг.

Игра с законом

Но вот неподалеку замечаю павильон игровых автоматов. Нынче он называется лотерейным заведением. Павильон стоит на земле, принадлежащей не городу, не вокзалам, а организации, входящей в структуру РЖД. Как тут быть? Ведь на вокзалах любая азартная деятельность привлекает криминал, да еще пассажиры наши — контингент достаточно беспокойный. Проиграет человек все деньги, куда ему потом? Выясняется, что с этим салоном ситуация странная. Железнодорожная организация сдала помещение в аренду одной конторе, а та сдала его в субаренду ООО. Когда приходят в салон с проверкой, то предъявить претензии некому, учредителей ООО не найти.  

Как я уяснил во время своего похода по Комсомольской площади, вокзальные и привокзальные площади (особенно между Ярославским вокзалом и перроном пригородного сообщения Ленинградского) напоминают лоскутное одеяло. И кому принадлежит тот или иной лоскут, понять очень и очень сложно. Если вообще возможно. Дмитрий Писаренко указывает мне на дырку в асфальте. Здесь была палатка с шаурмой. Железнодорожники выиграли суд, шаурму “отселили”. Теперь эта же участь ждет и другие точки. Задаю вопрос в лоб: а какова судьба выселенных арендаторов? “Мы предлагаем им альтернативные варианты. Но, честно говоря, они устраивают не всех”, — признался Писаренко. Значит, все же малый бизнес попросили на улицу.  

Правда, есть и другие примеры. Вот Курский вокзал преобразился. Сейчас там чисто. Даже бомжи куда-то делись. Выходит, можем, если захотим? И торговля на Курском есть. Но вся в цивилизованных рамках. Слушаю собеседника, киваю, а сам ставлю заметку для внутреннего пользования: “Выходит, что все изменения к лучшему на вокзалах пока находятся еще на стадии проработки. Будем держать на контроле”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру