Официальный представитель “Газпрома” Сергей Куприянов вчера утром разъяснил, что в письме за подписью заместителя премьера Владимира Семашко компания не нашла ответов на свои вопросы. А накануне в Минске первый замминистра энергетики Белоруссии Эдуард Товпенец заявил: главе “Газпрома” Алексею Миллеру ушло письмо, в котором российскому монополисту предлагалось погасить долг за транзитные услуги. “В свою очередь “Белтрансгаз” до 23 июня в полном объеме рассчитается с “Газпромом” за газ, поставленный в мае. Долг белорусской стороны в сумме $187 млн. будет погашен до 5 июля”, — уточнил Товпенец.
“Газпром” признает долги за транзит газа. Но, по словам Куприянова, Минск с начала года не подписывает акты об оказании услуг по транспортировке, поэтому компания не может их оплатить. Однако Товпенец в ответ заявил: “Акты направлялись на подпись “Газпрому”, но “Газпром” ни один акт не подписал”.
Как сообщил “МК” белорусский политолог Сергей Мусиенко, он уверен, что газовое обострение — это месть за отказ Белоруссии от перехода на единый таможенный кодекс. Минск настаивает на отмене таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты в рамках Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана. Не по нраву и российские пошлины на ввоз легковых автомобилей, которые Белоруссия в отличие от России не производит вовсе. Не получается хорошо зарабатывать и на продаже в Европу нефтепродуктов, которые Белоруссия делает из российского сырья. В 2010 году Минск должен был получить без пошлин 6,3 млн. тонн нефти на внутренние нужды и еще 15,2 млн. с включением в цену экспортной пошлины.
Напомним, в первом квартале 2010 года Белоруссия должна была платить за тысячу кубометров газа $169 долларов, а во втором — $184. Однако “Белтрансгаз” оплачивал поставки по $150. Разница в $24 с тысячи кубометров могла бы быть возмещена политическими уступками. Но на них Лукашенко, как известно, не идет.
Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России, считает, что Батька блефует. Он не видит проблемы в том, чтобы физически прекратить транзит: “Стоит закрыть одну компрессорную станцию и перекрыть краны, и транзит будет прекращен. Так что чисто технически это возможно. А вот юридически вряд ли — у Лукашенко тоже есть определенные договора и контракты. Поэтому я думаю, что это просто шантаж”. Но тем не менее Украина уже заявила, что сможет увеличить транзит в Европу через свою газотранспортную систему. Еврокомиссия пока не получала официальных сообщений о намерениях Минска перекрыть газ, и перебоев с его поставками европейские потребители пока не ощутили. Пресс-секретарь Президента РФ Наталья Тимакова сообщила, что Дмитрий Медведев уже дал необходимые распоряжения, связанные с заявлением Лукашенко.
Транзит российского газа через Белоруссию пока осуществляется, но минэнерго республики работает над его остановкой, заявил вчера во второй половине дня белорусский замминистра энергетики Михаил Михадюк. “Я только что сам об этом (заявлении Лукашенко. — “МК”) из Интернета узнал”, — сказал Михадюк.
P.S. Александр Лукашенко умеет наносить удары, что называется, под дых. Вчера он невинно предупредил Сергея Лаврова по поводу опасных для “Газпрома” перспектив Таможенного союза: “Мы ратифицируем документы по Таможенному союзу. Без проблем. Но ведь там, в будущих документах, начнется спор между казахами и россиянами по доступу к трубе — газовой, нефтяной. Казахи будут требовать равноправного доступа. Я уверен, будет проблема”. Похоже, премьер Владимир Путин, главный вдохновитель Таможенного союза, на самом деле просмотрел возможность сверхопасного шага со стороны таможенного союзника. Если Казахстан получит равный доступ к магистральным трубопроводам, то кошмарные сны Алексея Миллера станут явью. Дело в том, что “Газпром” и “Транснефть” в этом случае будут обязаны прокачивать столько нефти и газа, сколько поставят на экспорт казахи. Это конец монополии “Газпрома” на поставку газа в Европу. И осуществить это смогут дружественные казахи.