Минфин протрезвел

Минимальные цены на водку вырастут за 3 года в 2,5 раза

Минфин разослал на согласование в министерства поправки в Налоговый кодекс РФ. Ради сокращения дефицита госбюджета предлагается поднять ставки акциза на литр безводного спирта в 2011 году с нынешних 210 до 330 руб., в 2012 году — до 490 руб., а в 2013-м — до 650 руб. Также Минфин предлагает поднять и акцизы на табак.
Минимальные цены на водку вырастут за 3 года в 2,5 раза

Покушение на святое


“Минфин РФ предлагает в 2011—2013 годах за счет роста акцизов ежегодно увеличивать цены на сигареты примерно на 30%, а минимальную цену водки — на 25—30%, до 200 руб. в 2013 году”, — прокомментировал инициативу замминистра финансов РФ Сергей Шаталов. “По расчетам Минфина, минимальная цена 0,5 литра водки вырастет с 89 руб. до 120 руб. в 2011 году, 160 руб. в 2012 году и 200 руб. в 2013 году”, — отметил замминистра.


Впрочем, есть и другие оценки. Так член Комитета Госдумы по экономполитике Виктор Звагельский заявил: “Подобная акцизная политика в условиях российского алкогольного рынка может иметь весьма опасные последствия. Столь резкие скачки ставок на крепкий алкоголь по механизму воздействия на отрасль могут оказаться равноценны жестким запретительным мерам. Цена легальной продукции, например, 0,5 литра водки может вырасти до 200 руб. уже в 2011 году. Вместо заявленного Минфином положительного эффекта это вызовет глобальное перетекание основных игроков рынка в теневой сектор и катастрофическое нарастание объема контрафактной продукции. Подобные шаги могут полностью дестабилизировать рынок, отбросить нас на несколько лет назад и утопить страну в поддельном алкогольном суррогате”.


С инициативой Минфина и с перспективой платить с 1 января 200 руб. за бутылку не согласны Счетная палата и Минэкономразвития. Но прежде чем ругать Минфин за покушение на святое для России — водку, необходимо все-таки разобраться в причинах появления подобной инициативы. Тогда и перспективы ее реализации станут понятнее: если деваться будет некуда, то цену на водку власти поднимут; если же это очередная кампания по борьбе с пьянством, то, как показывает опыт, ничего путного не произойдет.


Причиной, побудившей Минфин предложить повысить акцизы, является состояние бюджета. Казалось бы, пока беспокоиться не о чем. Так, на днях Минфин опубликовал предварительную оценку исполнения федерального бюджета за январь-май. По оценкам ведомства, реальный дефицит бюджета за этот период составил 491,29 млрд. руб., или 2,9% ВВП. Напомним, что, согласно утвержденным параметрам бюджета, в 2010 году дефицит запланирован в сумме 2 трлн. 936,91 млрд. руб., или 6,8% ВВП.


И деньги в казне есть: средства Резервного фонда, предназначенного для покрытия дефицита, в мае выросли. По данным Минфина, объем средств Резервного фонда к концу мая составил 1 трлн 197,66 млрд. руб., что больше апрельских 1 трлн. 188,703 млрд. руб. На начало года объем средств Резервного фонда составлял 1 трлн 830,51 млрд. руб. То есть за пять месяцев оказалась потрачена почти треть — 632,85 млрд. руб. По итогам почти полугода реальный дефицит исполненного бюджета оказался меньше запланированного — зачем же акцизы повышать?


Смерть бюджета


Власть беспокоит перспектива. Так, 24 июня на конференции “Облигационный рынок России: новая эра-2010” замминистра финансов РФ Сергей Сторчак заявил: “Тенденция к увеличению ненефтегазового дефицита бюджета РФ в ближайшие три года продолжится. Я не думаю, что эта тенденция у нас обратится вспять в течение ближайшей трехлетки. Объем ненефтегазового дефицита бюджета в 2008 году составлял 6,5% ВВП, в 2009 году — 13,5% ВВП, а в 2010 году составит 13,7% ВВП”.


По мнению замминистра, “дефицит федерального бюджета должен рассчитываться с точки зрения ненефтегазовых доходов. Пока же Россия планирует бюджет исходя из средней цены на нефть”. “Минфин ставит задачу по расширению заимствований исходя из того, что способность Минфина предвидеть заимствования лучше, чем способность предсказывать нефтяные цены”, — отметил Сергей Сторчак.
Необходимо пояснить: “рост ненефтегазового дефицита” означает, что объем государственных расходов растет, а экономика (кроме нефтегазового сектора) этот рост не покрывает. И разрыв, по оценке замминистра финансов, за три года кризиса вырос вдвое. То есть зависимость России от “нефтяной иглы” вдвое возросла.


Теперь самое страшное: а спасут ли российский бюджет мировые цены на нефть, как это было в прошлом? Когда правительство принимало решение о допущении дефицита бюджета, оно планировало, что на два года хватит Резервного фонда, а потом дефицит будет сведен к нулю.


Год назад — в мае 2009-го — министр финансов РФ Алексей Кудрин так прямо и говорил. “В следующем году (2010-м. — “ЭВ”), при более высоком дефиците бюджета, мы Резервный фонд потратим, а с 2011-го года может начаться его восстановление. Это зависит от объема дефицита бюджета в последующие годы. Если дефицит бюджета снизится, как мы планируем, к 2011 году до 3% ВВП, то при цене на нефть $50 за баррель и выше Резервный фонд может начать восстанавливаться”.


А если не будет “$50 за баррель и выше”? А тогда — кранты, потому что при сохранении сегодняшних пропорций бюджета это будет означать на 2012 год около 2 трлн. руб. дефицита. Меньше, чем сейчас. Однако Резервный фонд к тому времени будет уже исчерпан, и покрывать дефицит придется из других источников.


Вот Минфин их и изыскивает. Потому что перспектива нефтяных цен меньше, чем “$50 за баррель”, вдруг оказалась реальностью. Видимо, российское правительство планировало, что за два года мировой кризис как-нибудь, что называется, рассосется. А он не хочет: полгода из двух запланированных уже прошло, а признаков перехода мировой экономики к посткризисному росту (и, соответственно, к росту спроса на нефть и цен на нее) на горизонте не наблюдается. Скорее наоборот: кризис в европейской экономике показал, что до роста еще далеко, зато провалы мирового масштаба вполне реальны. Так что нынешние $70 за баррель могут оказаться и неустойчивыми.


В этих условиях власть обязана искать дополнительные источники доходов. Недаром глава Минэкономики Эльвира Набиуллина на Петербургском экономическом форуме впервые признала, что “российское правительство обсуждает повышение налогов для наполнения бюджета”.


Но тотально повышать налоги нельзя. Как разъяснил Сергей Сторчак (см. выше), российская экономика и так выглядит вдвое слабее, чем до кризиса. Отменять социальные льготы и повышать налоги для населения тоже нельзя: в 2012-м президентские выборы. Минфин предлагает увеличивать внутренние заимствования в 2010 году до 1,5 трлн. руб. и увеличивать их дальше. Но это может привести к тому, что к 2012-му объем внутренних заимствований может превысить предполагаемый годовой бюджетный дефицит (2 трлн. руб.). А это уже чревато снижением международного суверенного кредитного рейтинга РФ.


Остается точечное повышение налогов. Например, акцизов на водку и сигареты. Впрочем, власть может этим не ограничиться. Так, Набиуллина заявила о неких “планах приватизации госимущества”. А ранее Президент РФ Дмитрий Медведев и вовсе заявил об идее “на 20% сократить количество федеральных госслужащих”. Сокращать чиновников власть себе даже в 1998-м не позволяла. Это уже не покушение на святое, а настоящий подрыв основ. Такое горе только водкой по 200 руб. заливать.