Мысли на бумаге

Как правильно составить бизнес-план?

“МБ” продолжает серию публикаций под рубрикой “Ликбез для начинающих”. Сегодня мы расскажем о том, как правильно составить бизнес-план. Без него невозможно получить ни безвозмездную субсидию от городских властей, ни банковский кредит.
Как правильно составить бизнес-план?

Трезвый расчет


Без планирования в бизнесе не обойтись. Можно сказать, что бизнес без плана начинают люди, привыкшие надеяться лишь на удачу, а точнее, лишь на авось. Деньги любят счет, а бизнес, соответственно, любит расчет. До составления плана вы имеете лишь “голые намерения”, эмоции и надежды на огромную прибыль. Ваша же конечная цель — процветающее предприятие, и вы должны ясно представлять не только цель, но и все, что будет сопровождать ваш бизнес на пути достижения этой цели. Вы должны учесть не только то, насколько цена на ваш продукт будет превышать его себестоимость, а также и то, сколько вам и вашим работникам придется трудиться, сколько рисков и косвенных издержек будет сопровождать ваше дело. Но мало будет много и усердно трудиться и много продавать. Такой упрощенный подход не пройдет испытание жизнью в современном рынке. Даже, казалось бы, в самых простых вариантах постановки торговли или производства очень много взаимосвязанных факторов. Поэтому необходимо все в своих намерениях систематизировать, и для наведения порядка в своих мыслях лучше излагать планы на бумаге или с помощью персонального компьютера.


Бизнес-план необходим не только для заявки в кредитный комитет банка, но и для получения безвозмездных субсидий для развитие малого предприятия от столичных властей. Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства разработал шаблон типового бизнес-плана, его можно найти на сайте департамента (www.dmpmos.ru) и сайтах окружных организаций (таких как Территориальные центры развития предпринимательства и Муниципальные фонды поддержки МСП). “Чаще всего мы оцениваем два вида бизнес-планов: для старт-апов и для семи приоритетных для города направлений (ЖКХ, промышленность, инновации, молодежная и социальная сфера, бытовое обслуживание, ремесленничество)”, — говорит Дмитрий Бурлаков, эксперт Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства Западного административного округа г. Москвы. Первые касаются новичков. Начинающие бизнесмены могут получить субсидию в 350 тыс. руб. Обычно для бизнес-плана по старт-апу достаточно 10 страниц. Бизнес-планы для приоритетных направлений значительно толще. Обычно они состоят из 70—80 страниц (20—30 страниц уходит на описательную часть и 20—40 — на финансовую часть: баланс, финансовый прогноз). Чем объемнее бизнес-план, тем больше вероятность ошибок. “Чаще всего замечания возникают из-за несоответствия текущего финансового состояния предприятия и финансового прогноза. Нередко появляются вопросы по смете расходов и штатному расписанию. Многие предприниматели, стараясь сократить затраты, указывают размер зарплат работников ниже 10 тыс. руб., хотя минимальная зарплата по Москве сейчас составляет 10 100 рублей. Из-за этого бизнес-планы возвращаются на доработку”, — отметил Бурлаков.


В последнее время растет интерес к предпринимательству среди молодежи. К молодежным малым предприятиям относятся компании, которые соответствуют следующим критериям: средний возраст работников до 27 лет, возраст руководителя до 30 лет, учредители компании (если не ИП) до 30 лет должны контролировать более 75% уставного капитала. “Молодежные компании могут рассчитывать на субсидии двух видов: до 350 тыс. руб. можно получить по старт-апу и до 750 тыс. руб. можно получить, если компания может подтвердить свою выручку на протяжении 6 месяцев до подачи заявки, — сообщил Павел Сазонтов, эксперт Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства Восточного административного округа г. Москвы. — В нашем округе молодежь чаще всего подает бизнес-планы в сфере IT-технологий и ведингового оборудования (платежные терминалы, сенсорные автоматы и т.д.). Входной билет на эти рынке в Москве еще невелик”.


Рассмотрение бизнес-планов для молодежных малых компаний проходит в два этапа. Сначала их рассматривает Молодежная комиссия . Если все в порядке, то затем бизнес-план оценивает и утверждает Финансовая комиссия под руководством министра Михаила Вышегородцева. Заявки подаются за 12 рабочих дней до заседания молодежной комиссии. Таким образом, лучше всего подавать их в начале месяца.


Система координат


Каковы главные принципы составления бизнес-плана? Все измеряется во времени. Это ваша первая координата при планировании. Учитывайте все тонкости при изложении последовательности своих действий. Например, сначала надо найти помещение для аптечного ларька, а потом начинать процедуру оформления лицензии, поскольку именно помещение будет являться “объектом лицензирования”. Особенно важно правильно рассчитывать этапы ведения бизнеса при работе с заемными средствами, ориентируясь на сроки возвращения кредитов.


Деньги, как сказал классик, — всеобщий эквивалент... В бизнесе практически все измеряется в деньгах — и это вторая наиважнейшая координата при составлении бизнес-плана. Каждое из ваших действий повлечет за собой либо расходы, либо доходы. В бизнес-плане все должно быть оценено в реальных рыночных ценах. Чем больше вы допустите приблизительности в расчетах, тем больше ваш документ будет близок к “бесполезной промокашке”.


В-третьих, ваш план должен иметь определенный “запас прочности”. Не занижайте издержки и риски, не надейтесь на скидки от поставщиков сырья, не планируйте найти хороших работников за минимальную зарплату. Вообще, округляйте все числа, определяющие расходы, в большую величину, а числа, определяющие доходы, — в меньшую сторону. Такой подход более рационален и сторицей окупится, когда в случае успеха вы чуть-чуть перевыполните свой собственный план.


Не упрощайте бизнес-план, действуйте наоборот, насыщайте его, включайте в него все свои рассуждения о производстве, маркетинге, организации и управлении предприятием, правовых аспектах, бухгалтерском учете и финансовой деятельности, в общем, все, что придет к вам в голову. В собственном деле для вас никогда не должно быть мелочей, соринка часто превращается в бревно. Например, если в вашей схеме присутствуют перевозки грузов, а вы не посчитаете важным потратиться на страхование перевозок или автогражданской ответственности ваших водителей, то ваш малый бизнес может оказаться под серьезной угрозой, если ваш “пилот” въедет в какой-нибудь “мерседес”.


В-пятых, определите и четко различайте стратегию и тактику своего бизнеса. Многие цели в вашей предпринимательской деятельности будут иметь различный характер: одни будут долгосрочными и среднесрочными (решение задач в рамках достижения данных целей будет предполагать создание условий для обеспечения максимального объема продаж и наибольшей прибыли); другие цели будут краткосрочными (соответствующие задачи связаны с конкретными условиями ведения дела, их решение связано с тем, чтобы не упускать выгоду на каждом конкретном этапе реализации стратегического курса). Бизнес-план образно можно представить в виде дерева, у которого есть мощный стратегический ствол, а ветки — это тактические отростки, формирующие крону.


Например, если вы начали производство товара с небольшим сроком реализации (многие продукты питания “живут” в среднем от 36 до 120 часов), то вы должны определиться, будете ли вы отдавать такой продукт на реализацию в розничную сеть с условием возврата нереализованного в сроки хранения товара или будете поставлять его в магазины на невозвратной основе. Это стратегический вопрос, от которого напрямую будут зависеть объемы продаж. В первом случае вы возвращаете товар за свой счет, во втором — убытки должен списать на себя магазин. Понятно, что во втором случае магазин будет брать товар минимальными партиями, чтобы гарантированно избежать убытков. В первом же варианте магазин будет вести себя смелее, а вы можете максимизировать объем продаж. Стратегически бизнесмен всегда выберет первый вариант и предпочтет отдать на реализацию 40—50 единиц товара и вернуть потом 2—3 нереализованные единицы, чем поставить 5 единиц с жестким условием невозврата товара. При этом тактически бизнесмену важно уже на первоначальном опыте поставок получить четкое представление о “потолке продаж” определенных розничных точек, важно наладить систему взаимодействия с товароведами магазинов, отладить процедуру оформления предварительного заказа и т.п., чтобы минимизировать процент возврата скоропортящегося товара.


Голова и ноги


С чего начинать составление бизнес-плана? С предварительного маркетинга, анализа и сбора внешних и внутренних факторов, влияющих на ваше предприятие. Задайтесь элементарными вопросами исследования рынка:


— на какого потребителя рассчитан мой продукт и каких потенциальных покупателей можно привлечь на начальном этапе и в будущем? Выстраивайте определенную систему распределения товара. Это вопрос связан не столько с гипотетическими рассуждениями, сколько с конкретными контактами с покупателями, результатом которых должны быть ориентировочные показатели цен и объемов продаж. На этом этапе должна работать не только голова, но и ваши ноги;


— на какую выручку от реализации я могу рассчитывать на каждом календарном этапе развития своего предприятия? Какими оборотными средствами я буду располагать в соответствии с предполагаемой рентабельностью начинаемого бизнеса? Это центральные вопросы, определяющие финансовое положение вашей фирмы;


— какие условия производства (торговли) необходимы для продажи продукции на запланированном уровне?


— какие каналы сбыта необходимо наладить и какие объемы продаж будут обеспечивать каждый из этих каналов? Необходимы ли каналы с использованием торговых агентов и как с ними строить взаимоотношения?


— какие средства необходимы мне для воздействия на спрос и стимулирование покупок? Какова стратегия и тактика моей рекламной кампании и соответствующие расходы? Как эти расходы сопоставляются с объемами продаж?


— в каком объеме необходимо послепродажное обслуживание и какими силами мне его осуществлять?


Если ответы на эти вопросы обрисовывают перспективное, жизнеспособное предприятие, то следующий этап планирования — разработка организационной структуры и определение юридической формы предприятия.


Необходимо определиться в том, какие специалисты вам необходимы, как они должны взаимодействовать в рамках вашего предприятия, каковы будут их должностные обязанности, какая должна быть у них квалификация. Рынок труда сориентирует вас по размеру оплаты труда ваших работников.


Выбор юридической формы предприятия зависит от фактора налогообложения. Например, если масштабы бизнеса поначалу невелики, то уместнее действовать в форме индивидуального предпринимателя, обеспечивающей более упрощенный бухгалтерский учет и щадящее налогообложение.


Надо сказать, что бухгалтерский учет требует составления своего плана, чем нельзя пренебрегать. Денег становится больше, когда их начинают аккуратно считать, — это общеизвестно. Имеются в виду не типовые формы бухгалтерского учета, ведение которых подразумевается в соответствии с законодательными нормами, а аналитический учет, складской учет, расчеты показателей прибыльности, составление понятных вам иллюстраций состояния вашего предприятия. Например, при производстве продуктов питания налоговую инспекцию будет интересовать ваш общий баланс доходов и расходов. Вам же немаловажно знать все тонкости формирования себестоимости конечного продукта, стоимостные доли того или иного сырья, упаковки. В соответствии с этими пропорциями вы будете наблюдать полную картину того, что происходит у вас в фирме, вплоть до возможных хищений и т.п.


Важные части


Следующая важная часть в бизнес-планировании — выбор места для вашего предприятия, которое во многом определяет успех дела (особенно при оказании услуг, розничной торговле). Месторасположение предприятия также обозначит:


— постоянные издержки по оплате аренды, коммунальных и эксплуатационных услуг;


— расходы по транспортировке сырья и готовой продукции.


Часто предприниматель ставит личные пристрастия при поиске помещения выше требований дела. В результате, к примеру, он имеет офис и склад недалеко от своего дома, но при этом место совсем не способствует быстрой доставке готовой продукции в точки розничной торговли или к транспортному терминалу. Зачастую помещение является объектом лицензирования, к которому предъявляются специфические требования (пищевое производство, аптечное дело, полиграфия), что требует предварительной консультации с экспертами уполномоченных лицензирующих органов, пожарной охраны и т.д.


“Костяк” бизнес-плана — это производственный план (план организации торговли). Этот этап планирования связан с конкретной технологией производства, оказания услуги или торговли. Все определяют размеры намечаемого проекта. Главный инструментарий на этом этапе — составление блок-схем, иллюстрирующих потоки сырья, упаковки, необходимое оборудование и технологический процесс, складирование, транспортировку готовой продукции, переработку отходов.


Заключительный этап бизнес-планирования — составление финансового плана, который связывает воедино все предыдущие этапы, переводя все термины на язык цифр, т.е. в денежное измерение, ибо только в денежном выражении обретает смысл любая потребность предпринимателя в оборудовании, производственной площади или в инженере-технологе. Главные составляющие финансового плана:
— смета расходов, которая показывает то, сколько вам необходимо средств на начальном и всех последующих этапах развития вашего предприятия;


— баланс предприятия, показывающий соотношение активов и пассивов, заемных средств, прибыли и издержек;


— график прибыльности как конечная иллюстрация вашего замысла и роста вашего капитала.


И еще раз: не доверяйтесь собственной памяти, бизнес-план — это документ, насыщенный числами и расчетами, поэтому он должен быть изложен на бумаге. К сожалению, многие новички в бизнесе пренебрегают этим, с самого начала повергая собственное дело в абсолютный хаос.
 

Три цели бизнес-планирования


Бизнес-план — это программа осуществления деловых операций, действий компании, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинфге, организации операций и их эффективности.


Бизнес-план служит трем основным целям:


1) он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект;


2) служит источником информации для лиц, непосредственно реализующих проект;


3) столичные территориальные центры развития предпринимательства, муниципальные фонды поддержки МСП и банки при принятии решения о выдаче безвозмездных субсидий или кредита получают исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.


Бизнес-план — программный продукт, вырабатываемый в ходе бизнес-планирования.


Элементы бизнес-плана:


1) резюме;


2) цели и задачи;


3) анализ рынка;


4) продукт;


5) план маркетинга;


6) план производства;


7) управленческий персонал;


8) источники и объем трудовых средств;


9) финансовый план;


10) деятельный финансовый план.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру