Идет война калийная…

Кто разваливает российско-белорусский альянс?

Последние три недели тема калийных удобрений не сходит с первых полос российских и белорусских газет. Причем ситуация приняла и вовсе драматический оборот: в августе белорусские власти сажают в СИЗО генерального директора российской компании «Уралкалий» Владислава Баумгертнера, ему инкриминируют нанесение ущерба Белоруссии на сумму 100 миллионов долларов. Владислав Баумгертнер уже почти месяц в СИЗО, и нет ясности, сколько еще времени ему предстоит там провести. Что же произошло? Много лет подряд Россия и Белоруссия торговали калием совместно, это был стратегический альянс, очевидно, выгодный двум братским государствам. Конечно, удобрения — это не газ или нефть. Но это продукт для сельского хозяйства и серьезный инструмент влияния. Продовольственная безопасность стран-потребителей (Китай, Индия, Бразилия и др.) во многом зависит от стабильности на калийном рынке. В июле 2013 года вдруг стало известно, что альянса больше нет. Белоруссии и России это, очевидно, не выгодно, все рассуждают, по-братски ли поступила каждая из сторон. И как-то забывается, что истинные причины произошедшего так и не понятны: почему же союза больше нет и кто же все это начал?

Кто разваливает российско-белорусский альянс?

Первые намеки уже появились в белорусской прессе: журналисты задаются вопросом, как это российский гражданин мог нанести ущерб белорусской экономике, если с 2005 года торговля калием шла через компанию, находящуюся в Минске (Белорусская калийная компания, или БКК). Понятно, что все операции, вся бухгалтерия, все документы строго проверялись в Белоруссии, в том числе и по линии местных спецслужб.

Очевидно, что все контролировалось главным куратором калийной отрасли. А это председатель правления белорусского государственного концерна «Белнефтехим», который фактически выполняет функции министерства нефти и химии.

С 2011 года «Белнефтехим» возглавляет Игорь Жилин. До переезда в Беларусь (в 2009 году) Жилин успел поработать на химических предприятиях России, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Грузии. По информации белорусских журналистов, именно Жилин, а также его подчиненные в «Беларуськалии» добивались большей самостоятельности в торговле удобрениями. Мы не можем знать, хотели ли Жилин и его «подчиненные» развалить союз или ими двигал тривиальный денежный интерес? Но, похоже, скандальный шлейф за Жилиным тянется не первый год: так, «Ведомости» писали, что «Россия ранее неоднократно выражала обеспокоенность тем, что Белоруссия могла экспортировать нефтепродукты под видом разбавителей и растворителей для ухода от уплаты экспортных пошлин в бюджет России».

Кроме того, по данным белорусских СМИ, Жилина привел в Белоруссию Борис Березовский.

Как провернули всю схему? До прошлого года только БКК — совместная компания «Беларуськалия» и «Уралкалия» — могла экспортировать калий с территории Белоруссии, а для дополнительного заработка нужны были другие компании, которые могли бы это делать. Экспортную монополию БКК мог отменить только один человек — президент Белоруссии Александр Лукашенко. Так что именно ему нужно было донести информацию, дискредитирующую сотрудничество с Россией, иначе никакой самостоятельной торговли не получится.

Если верить российской газете «Ведомости», активная работа «Белнефтехима» (под руководством Игоря Жилина)в этом направлении началась еще в 2012 году. По данным газеты, в декабре 2012 г. состоялась презентация для президента Белоруссии, где было показано, что за счет самостоятельной торговли — без участия России — Белоруссия может дополнительно зарабатывать около 250 млн долларов в год. Момент для презентации выбран удачно: белорусская экономика в сложной ситуации, президент соглашается, в декабре 2012 года подписывается указ об отмене монополии БКК. При этом с «Уралкалием» начинаются переговоры о продолжении сотрудничества, но в новой форме. Однако параллельно белорусские делегации во время визитов в другие страны — к потребителям калия — искали иных возможностей торговать. Потребители делают из этого правильные выводы, начинают требовать скидок, рынок «расшатывается». «Беларуськалий» на этом фоне успевает самостоятельно продать небольшой объем калия — в обход российского партнера. А во время визита премьер-министра Бангладеш в Белоруссию — в июне 2013 года — был подписан межправительственный меморандум о самостоятельных поставках не менее 700 тысяч тонн белорусского калия, хотя у БКК есть контракт с Бангладеш на 500 тысяч тонн белорусского и российского калия.

По нашим данным, это стало последней каплей для россиян: «Уралкалий», который до последнего вел переговоры о сохранении сотрудничества, решился на прекращение продаж через БКК и официально объявил об этом. Именно это публичное заявление теперь все считают точкой отсчета в «калийном деле», хотя, как мы уже знаем, это не так.

Получила ли белорусская экономика дополнительный доход? Вряд ли. ИА РБК на днях сообщило: «Один из крупнейших производителей минеральных удобрений «Беларуськалий» приостановил работу двух из четырех рудников, на которых ведется добыча калийных солей. Причиной частичной заморозки производства стали сложности со сбытом готовой продукции»

В такой ситуации людям, которые все это начали, как никогда нужно, чтобы вся ситуация выглядела как международный скандал: нужен «внешний враг» в лице «Уралкалия», чтобы президент Белоруссии не спросил с них самих. Так что же получается, они подставили собственного президента и, по сути, использовали его в своей игре?

Остается только надеяться, что вся правда, так или иначе, станет известна. И прежде всего руководству Белоруссии.

Петр КАМЫШИН

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру