Странные увлечения «Уралвагонзавода»

Шум, поднятый в СМИ и социальных сетях, заставляет более внимательно приглядеться к его сделкам

12.11.2013 в 20:16, просмотров: 12563

Большой шум, поднятый в СМИ и социальных сетях в связи с приобретением «УВЗ-логистик» - дочерней структурой НПО «Уралвагонзавод» - угольной компании «Заречная» заставляет более внимательно приглядеться к сделкам этого государственного концерна.

Странные увлечения «Уралвагонзавода»
фото: ru.wikipedia.org

Господа делают госставки

 

«Уралвагонзавод» - не только производитель военной техники, железнодорожных вагонов и прочей машиностроительной продукции, но и активный покупатель разнообразных активов. Только за последние три года «Уралвагонзавод» приобрел доли в предприятиях, некоторые из них занимаются видами деятельности, которые практически не пересекаются по производственной продуктовой линейке с «Уралвагонзаводом».

Не так давно издание «Ъ-Красноярск» сообщало о том, что «УВЗ-Логистик» (50% принадлежит УВЗ) заключило предварительный договор о покупке угольной компании «Заречная», что в Кемеровской области.

Между тем, по информации «АиФ», «крупнейший частный дольщик «УВЗ-Логистик» (30 % акций) - столичная фирма ООО «Альт­цина». Достоверно известно, что единственный владелец компании - кипрская фирма Voliden Holdings, собственники которой, в свою очередь, скрываются за любимым отечественными предпринимателями словом из трёх букв – BVI (Британские Виргинские Острова). Схема владения дана в статье «АиФ».

Чувство благородного риска всей этой истории придает тот факт, что «Заречная» вместе с «материнской» ЗАО «МПО Кузбасс» уже больше года находятся в состоянии корпоративного конфликта. Неизвестно, чью сторону примут суды в России и ЕС? Если той части акционеров, которая сделку по продаже не одобряет, то ставка, сделанная «УВЗ-Логистик», в том числе и с возможным использованием госденег, может не оправдаться.

Но даже если она «сыграет» и сделка пройдёт, как и запланировано, остаются ещё обязательства «Заречной», которые «судя по консолидированному отчету о финансовом положении за 2012г. … подошли к отметке 37 млрд рублей», исполнение которых переходит к добросовестному приобретателю. И тогда счёт казённым средствам может уйти «в минус»?

В распоряжении редакции есть интересный документ - копия договора о транспортных перевозках, заключенного буквально несколько месяцев назад между «УВЗ-Логистик» и всё той же «Заречной». Условия 10-летнего соглашения выглядят довольно жесткими на фоне текущих рыночных цен на железнодорожные перевозки. Но «Уралвагонзавод» не только перевозит весь добытый уголь, но и покупает его через ещё одну дочку, «УВЗ-Интернейшнл», фактически выступая в незнакомой для себя сфере угольного трейдера. Смелое решение. Ориентировочная сумма контракта на момент подписания составляет 220 млн долларов, из которых 80 перечисляются после подписания.

Пока же пресс-секретарь УК «Заречная» Дмитрий Кучумов сообщил РБК daily, что в настоящее время обсуждаются условия и структура сделки. «В то же время мы очень активно работаем с УВЗ в операционном плане: все перевозки нашего угля осуществляет компания «УВЗ Логистик», более того, часть нашего угля реализуется по контрактам со структурами УВЗ», — отметил он.

Вездесущая «Альтцина»

 

Если рассмотреть другие приобретения «Уралвагонзавода», то выясняются не менее любопытные факты. В 2011 году «Уралвагонзавод» получил контрольный пакет в ОАО «Лепсе», выпускающем продукцию для военной авиации. Согласно информации системы «СПАРК-Интерфакс», владельцами ОАО «Лепсе», помимо «УБТ-Уралвагонзавод», являются компания ООО «Лесанс» и … все та же ООО «Альтцина»! Кстати, владельцем «Лесанса» на 100% является другая компания с острова Афродиты - «Радэсток Энтерпрайзис».

В том же 2011 году УВЗ приобрел ОАО «Электроавтомат». И снова наряду со структурами «Уралвагонзавода» в числе совладельцев предприятия мы можем увидеть «Лесанс» и «Альтцина». Выходит, что задолго до начала истории с планируемой покупкой УК «Заречная» компания «Альтцина» и её директор Вячеслав Садоян уже была участником сделок «Уравагонзавода»? Получается, что в результате произведенных на бюджетные средства сделок в состав владельцев перечисленных активов попали и кипрские офшоры?

Кому достались два миллиарда?

Между тем «Уралвагонзавод» не только покупал, но и продавал. В 2008 году был создан железнодорожный оператор "Востокнефтетранс" – совместное предприятие УВЗ и "Транснефти", основной задачей которого стали грузоперевозки в рамках проекта «Восточная Сибирь – Тихий океан». В 2012 году свою долю в "Востокнефтетрансе" (49%) "Уралвагонзавод" продал совладельцу.

Казалось бы, ничего предосудительного в данной сделке нет: одно госпредприятие продало актив другому госпредприятию. Однако вот что любопытно: «Уралвагонзавод» владел «Востокнефтетрансом» через свою дочернюю компанию ЗАО «УВЗ-Транс», в ней УВЗ был контрольным акционером, остальные акции принадлежали структуре "Гарант Петрол Плюс". Но кто за ней стоит? Тут нам остается только развести руками. Если верить системе СПАРК-Интерфакс, то владельцами «Гарант Петрол Плюс» числятся два кипрских офшора – «Блокати Энтерпрайзес» и «Салвус Трейдинг». А кем, в свою очередь, они контролируются, нам уже неизвестно.

Подобную схему называют «кипрской матрешкой». Когда открываются несколько компаний, учреждающих одна другую, создается структура, подобная матрешке, и выйти на реального собственника компании непросто.

В одном из интервью представитель «УВЗ-Транс» Дмитрий Зиновьев уверял: "Просто мы заинтересованы в справедливой стоимости компании и доли "УВЗ-Транса", соответственно",— подчеркивает он. Цена в итоге получилась достойная. Пакет был продан за 4 млрд руб., утверждает источник "Ъ" в УВЗ.

Здесь стоит напомнить что, как ранее писала газета «Ъ», свою долю в перевозчике «Уралвагонзавод» в 2008 г. оплатил своими цистернами, нижнетагильского, а не никосийского или лимасольского производства. А значительную долю выручки от продажи, скорей всего, разделили между собой кипрские совладельцы.

Складывается впечатление, что участие зарубежных коммерческих структур в инвестиционных проектах «Уралвагонзавода» становится доброй традицией.

Невольно напрашивается вопрос, а не является ли участие зарубежных коммерческих структур подменой государственных интересов частными, и не может ли подобное иметь нежелательные последствия, как для российского сектора ВПК, так и для экономики России в целом?

…а уголь надо перепрятать!

Почти сразу после появления в СМИ информации о заключении предварительного договора купли-продажи между «УВЗ-Логистик» и «Заречной» Совет директоров угольной компании был переизбран. Как передавало АЭИ «Прайм», семь мест из восьми заняли новые члены из числа менеджеров НПК "Уралвагонзавод" (УВЗ) и ее дочерних структур. В новый совет вошли заместитель гендиректора ЗАО "УБТ-Уралвагонзавод" Алексей Богданов, гендиректор "УВЗ-Логистик" Дмитрий Еремеев, президент НП "Объединения вагоностроителей" Виктор Мажукин, заместитель гендиректора по экономике и финансам "УВЗ-Логистик" Игорь Нестеров, гендиректор UVZ International S.a.R.l. Константин Демин, заместитель гендиректора по корпоративным и правовым вопросам УВЗ Игорь Фомин, заместитель гендиректора по железнодорожной технике УВЗ Андрей Шленский. Похоже, что сейчас «Заречная» полностью управляется менеджментом «Уралвагонзавода».

За этим решением неминуемо последовала попытка смены генерального директора «Заречной» Виталия Харитонова, которую он сейчас оспаривает в судах. На его место был назначен Александр Щукин. «Новый Совет директоров УК «Заречная» уволил находящегося в отпуске руководителя предприятия», - сообщала РБК daily. Пока еще сохранил свой пост многолетний председатель Совета директоров Александр Стариков, но уже без команды, а значит и реальных рычагов управления.

Судя по ситуации с директором, вслед за новыми назначениями, на заводе могут произойти и другие серьезные кадровые перестановки, на этом фоне поглощение не выглядит дружественным. Концерн Виктора Нусенкиса сокращается по частям: украинский предприниматель продает не только «Заречную», в соглашение также входит приобретение принадлежащего Нусенкису ООО "Юргинский машиностроительный завод" и его дочерней компании Esser (Германия) и ряд других активов.