Эксперименты с техосмотром продолжаются

Инициативы поправить вступивший в силу закон идут снизу и сверху

15 февраля в истории с техосмотром произошло сразу два знаковых события.

Инициативы поправить вступивший в силу закон идут снизу и сверху

Законопроект о поправках во вступивший в силу закон №170-ФЗ внесен в Госдуму. О его содержании МК уже писал (см. заметку «Техосмотр уходит в отрыв» от 29 января).

Тогда была впервые озвучена идея регрессивного иска. Ответственности за отсутствие талона формально нет; действующий закон в принципе позволяет пройти осмотр формально. Чтобы отбить у автолюбителей охоту покупать талон (а у страхователей торговать им, фактически не проводя осмотр) предлагалось дать страховым компаниям право требовать по суду полную сумму страховки в том случае, если в ДТП участвовал технически неисправный автомобиль или у него истек срок техосмотра.

Хотя законопроект внесен группой депутатов (автором считается зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник), идея принадлежала Минэкономики. Как видим, путь от предложения до законопроекта пройден за две недели, что наводит на мысль о возможном ускоренном принятии данной поправки.
Если так, то автолюбителей ждут нелегкие времена: страховые компании, разумеется, рады будут не платить (или требовать уплаченное обратно). У них появляется такая зацепка, как неисправность автомобиля. Выход один: ездить только на исправных машинах. И проходить техосмотр вовремя и в полном объеме. Но и это не гарантирует справедливости. Проводок фары вполне может оборваться в процессе ДТП—как доказать, что до момента аварии автомобиль был технически исправен? Ответа нет.

Кроме того, в проекте есть еще ряд положений, более жестких, чем первоначальные идеи Минэкономики. В частности, предлагается ужесточить ответственность за нарушение ПДД, которое привело к ДТП с пострадавшими или погибшими, в том случае, если виновник аварии не прошел техосмотр. Основную ответственность в подобных авариях предлагается возложить не только на страховщика (такой пункт есть), но и на водителя.

Из послаблений можно отметить предложение отменить запрет на заключение договора ОСАГО в том случае, если срок действия талона техосмотра составляет менее шести месяцев. ОСАГО, возможно, будут выдавать не только при предъявлении талона ТО, но и под договор о его проведении с указанием сроков.

Вторым важным для автовладельцев событием стало прошедшее 15 февраля заседание правления и президиума Российского Союза Автостраховщиков (РСА). На нем чуть было не случился скандал; во всяком случае, доносящиеся до представителей СМИ из-за закрытых дверей звуки свидетельствовали о нешуточном накале дискуссии. Мы даже подумали, что сейчас из зала начнут кого-то выкидывать.

И действительно выкинули. Правда, не физически. Тем не менее, РСА впервые после отмены государственного техосмотра применил к участникам рынка дисциплинарные меры. Президиум РСА принял решение исключить из Союза ОАО СК «Ростра» и ЗАО «РСТ». Причина одна: неприсоединение компаний к Соглашению о прямом возмещении убытков. Невыплата в резервы, грубо говоря.

И если первая вылетевшая компания не является крупным игроком, то объем обязательств второй оценивается в сумму от 649,5 млн. до 954 млн. руб. Это уже серьезно. Видимо, руководство РСА решило навести в своих рядах порядок и показать, что нарушителей ждет кара, независимо от доли на рынке. Оставшиеся 111 членов РСА (в 2011 году было 143) с такой политикой после долгой и бурной дискуссии все же согласились.

Для автовладельцев это означает оздоровление рынка. Компании, допускающие нарушения (например, торгующие талонами) почувствовали угрозу. Посмотрим, сумеет ли руководство РСА напугать и приструнить любителей выстраивать сомнительные схемы. Шанс есть, тем более, что руководство РСА публично поддержало и одобрило внесенный в Госдуму законопроект.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру