— Пока Антонову трогать не будут, мы срочно подаем документы на предоставление ей временного вида на жительство. Я считаю, что это уже большая победа, ведь депортация была смертельно опасна для пожилой женщины, — рассказал “МК” финский правозащитник Йохан Бекман.
Согласно утверждению посольства Финляндии в Москве, до окончательного решения Страсбургского суда по этому делу Финляндия не будет высылать Ирину Антонову. “Это временный запрет, и Финляндия, конечно же, будет его исполнять, — заявил пресс-секретарь финского посольства Веса Кекяле. — Мы будем ждать окончательного вердикта Европейского суда по правам человека”.
Между тем семья Антоновой намерена подать следующую жалобу в Страсбург до 8 сентября — требовать постоянного вида на жительство для бабушки и возбуждения уголовного дела против чиновников, которые участвовали в принятии решения о высылке Антоновой.
По словам Йохана Бекмана, финские миграционные чиновники неправильно интерпретировали финский закон об иностранцах, согласно которому старушке все же могли пойти навстречу в получении вида на жительство в Финляндии.
— То есть автоматически Антонова действительно получить вид на жительство не могла, так как согласно закону не считается членом семьи своей дочери, — объясняет правозащитник. — Но наш закон позволяет рассмотреть такие частные случаи, как тяжелая болезнь, необходимость в уходе и уж тем более — угроза жизни при депортации. Однако наш начальник отдела миграционной службы Олли Коскипиртти предпочел не разбираться в ситуации с Антоновой и объявил принудительную депортацию.
Как утверждает Бекман, этот же чиновник по финскому телевидению публично “рассчитал стоимость бабушки” и объявил ее цену — 300 тысяч евро в год. Во столько, согласно расчетам Коскипиртти, стране Суоми обойдется русская старушка, если ей предоставить вид на жительство. Он же обжаловал в суде медицинские справки об угрожающем состоянии ее здоровья, предоставленные Антоновой. “Именно этот человек принял хладнокровное решение выслать больную женщину из страны, несмотря ни на что, — говорит Бекман. — Наталья Кяярик и ее муж, уроженец Финляндии, неоднократно ходатайствовали о предоставлении больной матери вида на жительство, но безуспешно, им отказывали. Гостевую визу для тяжелобольной женщины продлить тоже не представлялось возможным, так как для этого нужно выехать за пределы страны”.
В отличие от чиновников простые финны поддерживают Ирину Антонову и ее дочь и даже создали “группу поддержки русской бабушки”.