«Кинотавр» открылся страстным танго Юлии Пересильд и Риналя Мухаметова

Павел Чухрай готов услышать: «Перестань танцевать! Сталин еще жив»

08.06.2017 в 19:10, просмотров: 5855

В Сочи проходит 28-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Страсти в кино достигли точки кипения,  а на церемонии открытия царила благодать. Все только и делали, что благодарили министра культуры за счастливое детство. 

«Кинотавр» открылся страстным танго Юлии Пересильд и Риналя Мухаметова

По мокрой после дождя звездной дорожке прошли Юрий Стоянов с супругой,   многострадальный Алексей Учитель пока что без «Матильды» и даже без госпожи Поклонской, хотя им уже можно выступать дуэтом. «Кинотавр» впервые проходит  в партнерстве с ювелирной компанией Mercury, и Елизавета Боярская, представляющая в Сочи  киноверсию «Анны Карениной», член жюри конкурса «Кинотавр. Короткий метр»    Марина Александрова, Наталья Бардо, Ирина Гринева,  появились в украшениях этого бренда. Все внимание забрал  Александр Ревва в женском платье. Он все еще под впечатлением от  роли экстравагантной бабушки в комедии Марюса Вайсберга, в которой снялся. Посетила церемонию открытия и  дочь Бориса Ельцина – Татьяна Юмашева с супругом. 

А началась она с цитаты недавно ушедшего из жизни главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея, призвавшего художника избегать самоцензуры. На фестивале много лет вручается  два именных приза – за сценарий имени Григория Горина и  лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева. С этого года к ним прибавится  приз критики  им. Даниила Дондурея. Жюри возглавил Евгений Миронов, и это для него дебют.     

Актеры Петр Федоров и Риналь Мухаметов, из ставшей известной на всю страну «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова, вели диалог российского кинематографа с психотерапевтом:  «Я – российский кинематограф. У меня есть деньги, много прекрасных зрителей, страна меня любит. Но я – несчастлив». В фойе  установят ящик для ответов на вопрос, что же нужно ему для счастья.  

Программа «Кинотавра» свидетельствует о тотальном омоложении российского кино. В конкурсе - 14 картин и  7 из них – дебюты. Независимый кинематограф, который сознательно или по некомпетентности   пытаются прикончить чиновники, представлен богато:  9 картин из 14 сделаны без государственной поддержки.   Нам обещают  радикальный кинематограф, хотя начался фестиваль с  высказывания в традициях кино прежних лет. Ему предшествовало вручение  награды  кинорежиссеру Павлу Чухраю, автору фильмов «Вор» и «Водитель для Веры»  за честь, достоинство и преданность кинематографу. В октябре он отметил 70-летие, а не снимал уже десять лет. В 2001 году Чухрай  участвовал в альманахе Спилберга о Холокосте, снял документальный фильм «Дети из бездны», и теперь продолжил тему. Как тут не вспомнить его отца Григория Чухрая, автора «Баллады о солдате». Воевавший под Сталинградом, он мечтал снять фильм о Сталинградской битве. Не дали. А теперь с «Холодного танго»  его сына многие уходили, хотя картина  эффектная и  масштабная, переполнена  чувством вины перед другими народами. Младший Чухрай  рассказал об истреблении  в Литве евреев в  годы Второй мировой войны, пособничестве литовцев, советской  оккупации.  В этом пекле нашлось место любви  литовки (Юлия Пересильд) и еврея (уроженец Татарстана Риналь Мухаметов). Но ощущение такое, что  это несостоявшийся сериал. Опытные критики тут же  сравнили Пересильд с Ханной Шигуллой, а вот  Чухрай планки  Райнера Фассбиндера не взял. Он готов услышать примерно те же слова, что в детстве говорила  бабушка: «Павлик, перестань танцевать! Сталин еще жив» (правда, тогда он умер). Сочинской премьере предшествовало страстное танго Юлии Пересильд и Риналя Мухаметова.