Правительство России решило запретить дешевые аналоги детских автокресел

Поводом стал рост ДТП с участием детей до 16 лет

Правительство России планирует ужесточить требования к детским автокреслам для легковых автомобилей. В частности, вне закона могут оказаться дешевые «детские удерживающие устройства» наподобие адаптеров для ремней, а также бескаркасные автокресла. В течение почти 20 лет с тех пор, как эти устройства стали обязательными, суррогаты вписывались в нормы закона и были самым дешевым вариантом его соблюдения. Почему именно сейчас их решили запретить и к чему может привести такое решение — выяснял «МК».

Поводом стал рост ДТП с участием детей до 16 лет
Фото: cybex.ru

Официально поводом к пересмотру правил игры послужила статистика ДТП с детьми до 16 лет: с начала 2023 года, по данным ГИБДД, их случилось 13,5 тысячи — это на 10% больше, чем годом ранее. В 910 из этих ДТП дети не были пристегнуты либо ехали без автокресла. Поручение комиссии по безопасности движения пересмотреть требования к «детским удерживающим устройствам» дал вице-премьер Марат Хуснуллин.

До 15 ноября этого года Минпромторг должен подготовить предложения по законодательным инициативам и изменению нормативных актов. Соответствующий законопроект готовят также в ГИБДД и Госдуме. Ожидается, что в списке «легальных» удерживающих устройств для детей останутся только полноценные автокресла, фиксирующие ребенка в салоне при помощи собственных или автомобильных ремней безопасности.

Напомним, существует несколько видов дешевых «удерживающих устройств», находящих устойчивый спрос именно потому, что формально подпадают под требования нынешних нормативных актов: ребенок должен быть пристегнут при помощи «детского удерживающего устройства», без конкретизации его конструкции. Наиболее популярная из этих конструкций — адаптер ремня безопасности, стягивающий лямки штатного автомобильного ремня (детям, отметим, необходимы специальные устройства именно потому, что штатный ремень безопасности автомобиля не подходит им по размеру). Пристегнутый с таким адаптером ребенок теоретически не рискует повредить шею при столкновении.

Однако многочисленные эксперименты, в том числе краш-тесты, проведенные автомобильными СМИ, подтвердили очевидное: в условиях реального ДТП приспособление из ткани на бельевых кнопках не способно защитить ребенка. Происходит либо подныривание под ремень, либо повреждение шейных позвонков — иными словами, «клиническая картина» при ДТП ничем не отличается от простого отсутствия автокресла. Тем не менее в качестве «оберега от ДПС» такие конструкции по-прежнему работают и даже продаются.

— Такие вещи практически не покупают в крупных городах, но все еще берут в регионах, — рассказал «МК» Алексей Островский, специалист по подбору подержанных автомобилей. — С одной стороны, какая бы ни была смешная цена, подержанное полноценное автокресло можно найти фактически бесплатно. Поэтому резонов покупать такие вещи у тех, кто считает автокресло нужным, нет совершенно. А вот те, условно, бабушки и дедушки, которые в деревне катают на машине внука, могут такое и приобрести: места адаптер занимает мало, ГИБДД не оштрафует... То есть дело не в том, что кусок тряпочки дешевле — он скорее компактнее, не занимает места в багажнике.

Похожее преимущество и у бескаркасных автокресел, добавил собеседник «МК». Они легко складываются в плоскую небольшую упаковку и хранятся в багажнике, что делает их удобными для редко ездящих с детьми водителей (как правило — опять-таки бабушек и дедушек). Однако и в случае этих кресел краш-тесты неизменно показывают крайне низкую эффективность «эрзац-решений».

— У полноценных каркасных автокресел есть боковины, защищающие ребенка от боковых ударов и не допускающие переломов шейных позвонков в этом случае, — отметил врач-реаниматолог Виктор Юхмин. — Защита шеи — вообще одна из главных функций детского кресла: для детей до года, чьи шейные позвонки еще не полностью сформированы, это особенно важно. Неспроста младенческие детские кресла принято располагать против хода движения: в самом распространенном случае — при ударе в переднюю часть или резком торможении — ребенок не испытывает «кивающих» перегрузок, и шея остается целой.

В ряде регионов «альтернативные» удерживающие устройства используют таксисты. «Вожу мягкое кресло на всякий случай, если повезу детей в областной центр, — рассказал «МК» Константин, таксист из Ярославской области. — Родители у нас не такие балованные, кресел обычно не требуют». А плоские кресла (и тем более адаптеры) занимают мало места в багажнике, что критически важно для таксиста.

В Москве же отсутствие полноценных детских кресел недопустимо: это и опасно с точки зрения рейдов ГИБДД, и еще более рискованно в плане взаимоотношений с пассажирами. «Если я еду на вызов по детскому тарифу и в багажнике у меня нет нормального кресла, у меня будут проблемы: агрегатор заблокирует мою учетную запись и оштрафует, — рассказывает водитель Екатерина. — Правда, есть и обратная проблема: без повышенного детского тарифа я не могу перевозить детей, не имею права, опять-таки из-за агрегатора. Словом, у меня есть в багажнике одно полноценное универсальное кресло и один бустер без спинки для детей постарше».

Таким образом, для столиц и городов-миллионников (где водители с детьми уже привыкли пользоваться автокреслами) мало что изменится. А вот региональные таксисты и те, кто возит детей лишь эпизодически и по не слишком оживленным дорогам, вынуждены будут все-таки приобрести автокресло. Благо стоимость б/у экземпляров, вполне пригодных для использования, начинается примерно от 2000 рублей — меньше одной заправки бензином по нынешним временам.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29143 от 25 октября 2023

Заголовок в газете: Принуждение к креслу

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру