Сотрудник ГАИ незаконно оштрафовал: эксперт рассказал алгоритм действий

Что делать, если возник спор на дороге

Инспектор ДПС изъял водительское удостоверение по подозрению в его подделке: какой документ вправе получить водитель, чтобы продолжить движение? Поморгал дальним светом — предупредил о засаде ГАИ: правомерно ли за это наложен штраф? Не пригласили в ГАИ на рассмотрение жалобы: можно ли принятое по ней решение считать законным? Водительское удостоверение получено давным-давно, но водитель за рулем не сидел: как считать его водительский стаж?

На вопросы читателей отвечает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор ТРАВИН.

Что делать, если возник спор на дороге

* * * 

Инспектор ДПС заподозрил, что у меня поддельные права, и забрал их. А должен ли он выдать мне какой-нибудь документ, дающий мне право рулить? Ведь может оказаться, что права настоящие, но пока будет идти проверка, я фактически буду лишен возможности ездить...

Егор, г. Лыткарино.

Разумеется, сотрудник полиции обязан выдать вам документ, называется он «протокол об изъятии». Более того, в этом случае он должен сделать копию водительского удостоверения, заверить ее и передать вам. А если на месте смастерить копию невозможно, он вправе взять тайм-аут и обязан передать вам ее не позднее чем через 5 дней. Вот только легче вам от этого не будет, ибо никакой протокол не заменит водительское удостоверение и не даст права садиться за руль.

Однако... Если при проверке вашего удостоверения экспертным путем будет установлено, что оно подлинное, а инспектор не имел достаточных оснований считать его поддельным, а просто проявил чрезмерную бдительность, его действия могут быть признаны незаконными.

И тогда вам может перепасть компенсация чего-нибудь. Например, морального вреда.

* * *

На обочине увидел машину ДПС и поморгал встречным. Сотрудник ГАИ меня остановил и оштрафовал за это на 500 рублей. Дело не в деньгах. Это дело принципа, потому как я уверен, что моргание дальним светом — это не нарушение. Или я заблуждаюсь?

Денис, г. Бугульма.

Правила дорожного движения говорят, что водитель имеет право периодически переключать свет фар с ближнего на дальний, чтобы показать водителю встречного автомобиля, что у него включен дальний, и он просто ослепляет встречных! То есть таким образом водитель вправе потребовать: мол, коллега, выключи дальний!

Кроме того, правила гласят, что вы перед совершением обгона можете предупреждать водителей впереди двигающихся транспортных средств: мол, внимание всем, иду на обгон!

Как видите, Правила дорожного движения не запрещают использовать дальний свет в режиме кратковременного включения. А даже в некоторых случаях предусматривают такой порядок.

Поэтому инспектор ДПС, если он уверен, что вы совершили нарушение, должен был собрать доказательства, что никакие встречные машины вас не ослепляли, никого обгонять вы не собирались, а потому необходимости моргать у вас не было.

Но доказать это практически невозможно, поэтому у вас всегда будет гигантский шанс добиться отмены постановления о штрафе.

* * * 

Оштрафовали меня ни за что ни про что — я ПДД не нарушал! Написал я жалобу в ГАИ и просил штраф отменить. На рассмотрение жалобы меня не позвали, а только прислали ответ: отказать. А разве можно было рассматривать жалобу без меня?

Игорь, г. Сочи.

Нет, без вас, конечно, нельзя было рассматривать вашу жалобу, ибо вы, безусловно, имеете право участвовать в рассмотрении вашего обращения, и ГАИ обязана вам такую возможность предоставить. Сотрудники ГАИ должны были вас вызвать, причем не просто направить уведомление, но и убедиться, что вы его получили. И дальше уже все зависело бы от вас: захотели — пришли, не захотели — не пришли. В последнем случае вашу жалобу рассмотрели бы без вас.

А если вас просто забыли пригласить и по-тихому вынесли решение, оно будет считаться вынесенным незаконно.

Поэтому на будущее возьмите на вооружение правило: подаете в ГАИ жалобу, скажем, на постановление о штрафе — не поленитесь в конце приписать: «Прошу надлежащим образом известить меня о месте и времени рассмотрения жалобы, в противном случае ваше решение по ней судом может быть отменено».

* * * 

Я получал права 14 лет назад. Но своей машины у меня никогда не было, поэтому я садился за руль, только когда брал машину у друзей. А вот сейчас наконец-то купил себе подержанную! Как по ОСАГО будет рассчитываться мой стаж? Фактически у меня он не больше одной недели...

Александр, г. Химки.

Фактический стаж никто не считает, потому что это невозможно. У летчика можно подсчитать, сколько часов налетал. А сколько «налетал» водитель...

Поэтому стаж рассчитывается не фактический, а формальный. Исчисляется он с года выдачи первого водительского удостоверения. И получается забавная картинка: вы получили свое первое удостоверение 14 лет назад — и несмотря на то, что за рулем провели всего неделю, у вас стаж вождения 14 лет. И страховая компания при заключении договора ОСАГО будет рассчитывать вам коэффициент как для опытного водителя.

А тот, кто получил удостоверение год назад, но крутит баранку каждый божий день, он — начинающий водитель, из группы риска. И страховая компания вправе применить к нему повышающий коэффициент.

Так что, если вы получили удостоверение 14 лет назад, а баранку крутили всего неделю, для страховой компании вы — ас.

Есть вопросы? Задавайте по адресу info@mk.ru с пометкой «Право руля!».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29225 от 28 февраля 2024

Заголовок в газете: Право руля!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру