Эксперт объяснил, как пандусы для инвалидов могут спровоцировать ДТП на тротуаре

«Машина может «запрыгнуть» на мостовую как на лыжах»

Тяжелое ДТП, в результате которого двое пешеходов серьезно пострадали, произошло 12 марта на Верхней Масловке: потерявшая управление легковушка вылетела на тротуар прямо в стоявших в ожидании «зеленого» людей. Как говорят в соцсетях, «плюс еще одна фобия» – стоишь на современном тротуаре с пандусом для СИМ и колясок – и знай смотри, чтобы никто на полной скорости в тебя не въехал. Да и будет ли время среагировать? Что можно сделать, чтобы удобные переходы стали безопаснее, выяснял «МК».

«Машина может «запрыгнуть» на мостовую как на лыжах»
Этот перекресток не в первый раз видит такие ДТП. Фото: ГИБДД РФ

На Верхней Масловке все произошло буквально за пару секунд. «Я вышел из магазина напротив и услышал визг тормозов, потом удар, – рассказал «МК» Александр, очевидец случившегося. – Автомобиль на большой скорости ехал со стороны Нижней Масловки, на светофоре резко взял вправо, возможно, уворачиваясь от поворачивающей встречной машины. И влетел на скошенный тротуар: там нет никакого бетонного блока или даже бордюра, чтобы погасить скорость».

В данном случае ДТП закончилось легче, чем могло бы: сообщается о двоих пострадавших. Но на этом же перекрестке и раньше случались аварии по такому сценарию. Так, в декабре 2022 года там столкнулись две легковушки, одна из них такси, – после ДТП оба автомобиля оказались на тротуаре и могли бы «собрать» пешеходов. А 18 июля 2018 года на этом же перекрестке при похожих обстоятельствах автомобиль сбил двух женщин, одна из них – беременная на 9-м месяце – погибла.

— После той трагедии проезжую часть от тротуара отгородили заборчиками, — рассказывает очевидец нынешнего ДТП. — Но некоторое время назад эти ограждения все-таки убрали.

«Некоторое время назад» — судя по всему, это около 2020 года: именно тогда, судя по панорамным снимкам этого перекрестка, исчезло невысокое ограждение вдоль Мирского переулка. Впрочем, это ограждение вряд ли спасло бы пешеходов от наезда: оно не доходило до «языка» тротуара, где и расположен выход на пешеходный переход.

— Заборчик убрали вовсе не по транспортным соображениям, это просто был заборчик такой же, как вокруг палисадников, — рассказал «МК» сотрудник районного «Жилищника». — Другое дело инвалидные пандусы, по которым там машина может «запрыгнуть» на тротуар как на лыжах.

Тротуарные пандусы, ключевой элемент безбарьерной среды в городе, на этом перекрестке уже много лет, и появились они там не в ходе реконструкции пешеходной зоны (такой реконструкции на перекрестке Верхней Масловки и Мирского переулка вообще пока не проводилось). Когда-то они были предназначены именно для колясок (преимущественно инвалидных — с детскими такой проблемы нет, их обычно можно приподнять на одной оси). Но в наши дни это важное удобство распробовали ездящие по тротуарам велосипедисты и водители СИМ.

Так, на ближайшем к редакции «МК» перекрестке улицы 1905 года и Звенигородского шоссе пандусы на реконструированной пешеходной зоне стали еще более пологими и удобными для «заезда». А на вершине поворота нет ни ограждения, ни бетонного блока-отбойника, которые расставили после одной из катастроф с автобусами у выходов из подземных переходов.

— Пандусы и низкие бордюры, конечно, это рискованно, причем высота бордюров со временем снижается, — соглашается сотрудник «Жилищника» САО. — На том же перекрестке Верхней Масловки и Мирского раньше бордюры были выше, а сейчас они ушли в землю при перекладке асфальта на проезжей части.

«Рекомендации по реализации в городе Москве мероприятий по созданию безбарьерной городской среды для инвалидов и других групп маломобильного населения» — документ с таким названием, изданный Департаментом соцзащиты, широко используется при проектировании и обустройстве пешеходных зон. В нем имеются требования в том числе к тротуарным пандусам, их предельному уклону, расположению, оборудованию тактильными плитками для слабовидящих. Но нет ничего о том, как обезопасить эти пандусы от несущихся и иногда теряющих управление автомобилей.

— Раньше этой проблемы фактически не было из-за других потоков и скоростей движения, — рассказал «МК» один из старейших сотрудников московского главка ГИБДД, начинавший работать еще в советские времена. — Конечно, бордюры тоже были без этих пандусов, но тогда и автомобили имели другой дорожный просвет. А вот скорость — это важно. Сорок лет назад, к примеру, разгон вазовской «восьмерки» составлял 17 секунд до 100 км/ч, сейчас на улицах огромное количество машин, которые разгоняются до сотни быстрее 10 секунд. А уровень водительского мастерства в среднем упал. Не говоря уже о том, что появились телефоны, на которые смотрят водители. То есть, попросту говоря, при организации дорожного движения нужно учитывать нынешние условия и возможности автомобилей и водителей.

При нынешней плотности автомобильного потока следовало бы физически отделять автомобилистов от пешеходов — надежными ограждениями, в критических местах дополненными бетонными блоками или мощными металлическими тумбами, советует собеседник «МК». Контрольные же меры — например, вездесущая видеофиксация нарушений, в том числе превышения скорости, — не помогут, если автомобиль физически может врезаться в толпу, ожидающую зеленого света для пешеходов.

Однако пока что действующие в Москве правила и рекомендации по обустройству улиц предлагают мягкие, «европейские» пандусы с минимумом ограждений. Но они обеспечивают безопасность пешеходов только в случае узких и искривленных проезжих частей — таких, как на Большой Ордынке или Большой Дмитровке. А вот на более оживленных и еще не «успокоенных» улицах, похоже, подход нужен другой. Иначе становится попросту страшно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29234 от 13 марта 2024

Заголовок в газете: «Прилет» по тротуару

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру