Все-таки прост русский человек, как валенок. Иностранцы давно смекнули, что хваленые канадские “снегоходы” русским валенкам не конкурент. И цена ломовая, и материал — синтетика. Поэтому и бегают в валенках итальянские детишки в горных селах, бродят охотники в Австрии. В ярославских валенках был замечен на экране телевизора во время событий в Чечне Салман Радуев. А у нас этот вид обуви считается достойным только милиционеров и заключенных. Чтобы вернуть войлочному символу лихую славу и показать народу, на что еще способны наши валяльщики, в Москве открывается музей с великодержавным названием “Валенки России”.
Дождались, наконец-то вспомнили о валенках. Но... не тут-то было. В последнее время производство исконно русской обувки в стране снизилось наполовину. И если вдруг приспичит, шерстяных сапожек в магазинах днем с огнем не найти. Хотя мало кто знает, что бьются специалисты валяльно-войлочной отрасли, придумывают новые модели. Чтобы было не просто тепло, но и модно. С украшениями из искусственного меха, с вышивкой, с бомбошками и шнурками и даже молодежные валенки нового направления — на платформе.
Учредители музея “Валенки России” — это десять наиболее крупных фабрик из 25 существующих. Пока рядом с Павелецким вокзалом арендуется небольшое помещение, где на стендах представлены образцы полета фантазии изготовителей и рассказано о героической истории валенок с незапамятных времен. А на территории московской фабрики рядом с маленькой церквушкой Троицы в Кожевниках строится большое комфортабельное здание, где осенью этого года торжественно откроется уже обширная экспозиция.
Авторы идеи — фанаты своего дела. Хотят, чтобы коллекция музея была отменная. Для этого требуются валенки с легендарным прошлым. Ведь где-то наверняка пылятся валенки Буденного? Или знаменитая модельная обувь 30-х годов, гордость старшего военного состава — бурки войлочные. Где те, в которых прошло босоного-валенковое детство Хрущева? В каких-то валенках ведь сидел в Горках тяжелобольной Ильич?
Каждый, кто хочет принять участие в возрождении славного промысла, может внести свой вклад. Хорошо бы, нашел свои валенки Сергей Ковалев. Известно, что именно в них он томился в подвале Дудаева. Александр Лебедь тоже мог бы пожертвовать пару с генеральской ноги. Говорят, в какой-то интересной паре ходит модельер Слава Зайцев. А еще в 1993 году телезрители наблюдали, как прогуливается в валенках на даче Алла Пугачева.
В канун нового тысячелетия усилия наших производителей были наконец отмечены на международной выставке. На конкурсе “Всероссийская марка (3-е тысячелетие)” ударно выступила Ярославская фабрика валяной обуви. Они-то и получают сегодня наиболее крупные заказы от армии. Выиграли тендер на поставку обуви налоговой полиции и милиции. Иногда бывают и спецзаказы от депутатов Госдумы и членов правительства. Оказывается, высокопоставленные чиновники на выдумку сильны. Чаще всего рисуют эскизы сами. А есть и такие игривые, что требуют веселенький детский фасончик с аппликациями и картинками, только в увеличенном размере. Этакая модель “Медвежонок”, только 43-го размера.
Директор музея, ветеран валяльного промысла Николай Григорьевич Привалов сочиняет в честь деревенской обувки стихи, а в часы философских раздумий размышляет о роли и предназначении любимой вещи.
— Валенки, — говорит он, — впитывают в себя энергию солнца. Их носили еще Илья Муромец и Добрыня Никитич. А в Великую Отечественную они согревали наших бойцов.
Мало кто знает, но производство валенок в годы войны было безотходным. Шерсти овец не хватало, поэтому обувь снимали с убитых бойцов и отправляли на фабрики для переработки и изготовления новых пар.
— Нередко, — вспоминает Николай Григорьевич, — из привезенных с фронта валенок мы доставали оторванные ноги солдат.
Такие ужасы, конечно, в прошлом. Сегодня традиционная русская обувь превратилась в традиционную русскую забаву. На тему валенок шутят и фантазируют. В прошлом году известные кутюрье понашили всевозможных валенок-птиц и валенок — неопознанных объектов. Тем самым потрясли воображение богемной публики и экзальтированных парижанок. Модельер Александр Пилин из Удмуртии пытается соображать из валенок шубы. Из податливого войлока шьют игрушки и даже новогодние елки.
Организаторы музея “Валенки России” преследуют цели иные — чтобы мы носили обувь недорогую и экологически чистую.
На фабриках открываются экспериментальные лаборатории, где валяльных дел мастера разрабатывают новые фасоны. Например, валенки на разноцветной резиновой платформе или супермодную модель в обтяжку по ноге и на каблуке. Было бы желание их носить, а выполнить можно и эксклюзивный заказ ручной работы. Не хватает, как всегда, одного — моральной и финансовой поддержки.
Может быть, стоит разработать уникальную модель “Президент” и подарить ее Путину? Кто знает, вдруг ему так понравится, что носить валенки в России станет для ее граждан неукоснительной обязанностью?