“Циркъ” достался каторжникам

Столпотворение, случившееся в минувшую пятницу в Большом московском цирке на проспекте Вернадского, имело свою вескую причину: здесь проходила церемония вручения национальной премии “Циркъ”, учрежденной Академией циркового искусства в 1999 году.

Жюри, состоящее сплошь из академиков, совершило трудовой подвиг, внимательно отсмотрев более трехсот видеокассет, присланных соискателями. Отличительной чертой конкурса, призванного явить миру новые таланты, стала небывалая демократизация процесса: отныне не нужно ждать, пока тебя выдвинет начальство. Каждый, кто чувствует, что он уже “ого-го!”, может самостоятельно заявить свое участие в конкурсе.

Лауреатами премии “ЦИРКЪ-2001” стали канатоходцы над сеткой Чижовы, акробаты на “русской палке” Ковгар, эквилибристы Масловы, клоуны: “Группа А” и дуэт Тамара и Борис Оскотские; гимнастка на корд-де-парели Елена Петрикова, дрессировщики обезьян Даша и Мурад Абдулаевы, соло-жонглер Кристина Кокорина и, наконец, братья Эдгар и Аскольд Запашные, выступившие сразу с двумя “гвоздями” программы — аттракционом “Среди хищников” и номером, завершавшим шоу “Звезды ХХI века”, “Жонглеры на лошадях”.

Как справедливо заметил Михаил Ширвиндт: “Цирк — это особое искусство, в котором невозможно схалтурить. Искусство без “фанеры”. Выдающихся достижений в нем можно добиться только каторжным трудом”.

...Действительно, нормальному человеку трудно даже вообразить, что существуют предприятия, где директор приказом запрещает своим работникам трудиться в их выходной день! Придите в цирк ранним утром, задержитесь до поздней ночи — и никогда не увидите репетиционный манеж пустующим. Даже в нерабочий день, обманув бдительность строгого инспектора манежа, кто-нибудь обязательно кидает свои мячики и булавы, плохо различимые в тусклом дежурном освещении арены, кто-то замер в стойке на руках или распластался, подобно препарированной лягушке, растягивая свои мышцы до “каучукового” состояния. Привыкнуть к такому образу жизни трудно, если он с детства не кажется тебе единственно возможным. Наверное, потому так много среди лауреатов артистов потомственных, тех, про кого говорят: “вырос в опилках”. Как, к примеру, сыновья знаменитого дрессировщика хищников Вальтера Запашного. Но никакие заслуги самого титулованного родителя не помогут тебе перекидываться восемью булавами, стоя на мчащихся лошадях, чего не делает никто в мире, кроме братьев Запашных. Это достигается “просто”: Аскольду — двадцать три года, из них пятнадцать он стоит на лошади. Парадоксально, но имена наших цирковых артистов за рубежом знают лучше, чем в России. Может быть, ежегодная национальная премия сможет хоть как-то популяризировать выдающихся артистов и у себя на Родине? После гастролей в Москве звездная программа оправится в Питер, а потом в Сочи.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру