Родственникам пилота правительственного экипажа, который вез Владимира Путина на Кубу, грубо говоря, повезло. Летчик, рассказывают, слегка подгулял в стране барбудос. Жара, приступ — внезапная смерть. Повезло же его родным лишь в том, что расходы по перевозке усопшего государство взяло на себя. И возвращался он обратно одним из правительственных самолетов. В качестве “груза-200”. Обычно такой груз становится тяжелым моральным и финансовым бременем для родных и близких и большой головной болью, ибо к такому внезапному сюрпризу никто не готов заранее...
Похоронная контора. Работяги затаскивают деревянный ящик в машину. Это и есть тот самый “груз-200”. Именно так называют в дорожной документации гробы с телами безвременно почивших в дальних поездках. На этот раз “печальный” груз никуда не полетит, он поедет в Белоруссию “своим ходом”.
“Это обычное явление, — объясняют “похоронных дел мастера”, — из Белоруссии и Украины родственники приезжают за гробом сами. Там у людей нет денег, чтобы платить за перевозку фирме. Вот так, ставят гроб в грузовичок — и домой”.
Кстати, для справки — “груз-200” это не какой-то загадочный шифр, изобретенный военными в целях секретности: 200 килограммов — условный стандарт, именно столько отведено под мертвое тело, будь ты штатский или в погонах. Вместе с ящиком и упаковкой.
Твой усопший, ты и плати...
Вот уже несколько лет Россия экспортирует и импортирует “груз-200” по международным правилам. Соответственно, и по международным тарифам. Увы, многим родственникам эти тарифы оказываются не по карману. Например, перевезти тело из Нью-Йорка в Москву стоит около 1400$. Это не учитывая стоимость ритуальных услуг: бальзамирование, цинковый гроб, деревянный ящик. Все вышеперечисленные “тонкости” обходятся еще примерно в 1200 долларов. Конечно, дорого, особенно для родных и близких наших сограждан, которые не от хорошей жизни отправляются на заработки на другой конец света. Не задумываясь о том, что обратно могут вернуться в прямом смысле слова — “в ящике”.
Увы, даже после смерти люди делятся на иностранцев и “наших”. Большинство иностранцев, погибших вдали от родины, застрахованы на случай внезапной смерти, и страховка компенсирует родственникам все расходы. Россияне работают “за кордоном” очень часто без страховки. Именно так, по частному вызову, без страхового полиса, работали в Алжире четверо трагически погибших российских инженеров, о чем недавно писал “МК”. Чего уж говорить о белорусах, украинцах и молдаванах, которые в России, и в частности в Москве, трудятся полулегально. Поэтому все расходы по возврату покойников из ближнего зарубежья, равно как и отсюда — туда, ложатся на плечи родственников. Только в крайних случаях их частично покрывает консульство.
Мертвецы — заложники
Знал бы сам покойный, какие проблемы возникают с его перевозкой, в гробу бы перевернулся. Хорошо если ты ростом мал и умереть “посчастливилось” там, куда летают большие лайнеры. Упакуют как положено. По стандарту. В крупных международных терминалах есть морозильные камеры для хранения такого “груза”, своеобразный мини-морг. В мелких же аэропортах, например, в азиатских странах, это почти непозволительная роскошь. Самолеты в иные города летают раз в неделю, и все это время “груз-200” ждет своего часа. А если трагедия случилась в каком-то богом забытом месте и больших самолетов там просто никогда не видели? Тут не до церемоний — груз “оголяют”, снимают с него деревянную обшивку и наскоро делают новую — под размер. А еще в посольствах небогатых государств, как правило, очень щепетильно относятся к финансовой стороне проблемы. Пока из “страны-получателя” не переведут деньги — труп будут держать в заложниках. Процесс отправки затягивается на неопределенное время. Можно представить, какая жуткая “посылка” в конце концов придет родственникам...
По международным правилам ящик, в котором находится гроб с телом, перед отправкой запаивают и ставят пломбу. Происходит это в присутствии сотрудника консульства страны, куда намечен рейс. Такая формальность необходима, чтобы исключить “посторонние вложения”, в частности, контрабанду. Вместе с грузом отправляют справку с подписями официальных свидетелей отправки. При отсутствии такой бумажки таможенники проверяют гроб с человеческими останками по полной программе. Как рядовой багаж.
К “грузу-200” должен прилагаться и еще один документ, подтверждающий, что тело забальзамировано. Специалисты утверждают, что гроб с небальзамированным покойником в полете может “взорваться”: рейсы длинные, начнется “естественная реакция”, ну и так далее...
Правда, если “груз-200” взрывается, это не значит, что самолет пойдет вниз штопором. Зато его придется ставить в ангар на проветривание. Однако трупный запах, как заявляют специалисты, вообще до конца не выветривается никогда.
“Груз-200” должен быть с головой
Недавно в Турции погибла россиянка — пятилетняя девочка. В стоимость путевки входила, как положено, страховка. Но из всех сопроводительных документов с гробом отправили только паспорт. Из-за этой нелепой халатности по прибытии в Москву безутешные родители не могли получить тело. Ждать надо было до тех пор, пока из Турции не пришлют все необходимые документы. Сотрудница похоронной конторы, занимавшаяся этим грузом, на свой страх и риск выдала родителям тело дочери. Как она призналась, потом “получила по шее от начальства”, но не помочь не могла.
В странах СНГ авиасервис для покойников и вовсе хромает на обе ноги. Не дай бог, покинуть мир иной, находясь в какой-нибудь из бывших южных республик СНГ. “Там к нашим людям относятся плохо”, — говорит сотрудница одной из московских похоронных организаций Светлана Селиверстова. Для нее прибывающие в гробах пассажиры все еще “люди”, у которых остались родственники, близкие, друзья. А для отправителя из какой-нибудь глухомани эсэнговии это просто нештатный груз, который надо поскорее сплавить в Россию, долой с рук. Очень часто “груз-200” приходит из бывших республик СССР практически без сопроводительных документов...
Полный контраст с такими “беспризорными” усопшими россиянами составляют гости из так называемых цивилизованных стран, отдавшие богу душу за рубежом. Если несчастье случилось, например, с американским или французским гражданином, то домой “груз-200” уйдет за каких-нибудь два дня. Посольство покрывает расходы и опекает своих соотечественников, даже мертвых, буквально до самого места доставки. Хотя и “цивилизованный” покойник может застрять на этой стороне, если он “не оформлен должным образом”. Дотошные американцы требуют, в частности, чтобы в дорожных документах указывался точный адрес погребального дома, который будет заниматься захоронением. И не только.
В первую чеченскую кампанию из Грозного в Москву доставили гроб с телом молоденькой американской журналистки. На месте выяснилось, что ее привезли с одной-единственной справкой. Хотя по правилам к такому грузу прилагаются свидетельство о смерти с гербовой печатью, акт об отправке, еще одна справка о том, что тело не имеет инфекционных болезней, и, наконец, документ, подтверждающий, что тело забальзамировано. Но груз отправляли из зоны боевых действий, и там было не до справок. В этом конкретном случае посольству в отправке “груза-200” содействовала российская военная прокуратура.
Совсем другой пример. Лет девять назад, когда в Москве зверски убили известного израильского ювелира, то его тело не могли отправить на родину. У покойного не хватало... головы. Подобное же произошло совсем недавно с одной гражданкой Вьетнама, голову которой по настоянию родственников усиленно искала московская милиция. В обоих случаях, пока не нашлись головы, “груз-200” на родину не ушел. А все потому, что в ряде стран по религиозным канонам хоронить тело без каких-либо его частей считается великой провинностью перед усопшим. А, скажем, в арабских странах запрещается хоронить в определенные дни, поэтому “груз-200” в такой день отправлять или принимать нельзя. С обычаями приходится считаться. Очень часто умерших граждан исламских государств перевозят вообще без гроба. По традиции их заворачивают в погребальный ковер.
Пообщавшись с миром теней и перевозчиками “груза-200”, приходишь к мрачному, но практичному выводу — отправляясь в деловую или турпоездку “за бугор”, не мешает оставить дома некую сумму. Для близких. Так сказать, “покойницкие”.
После падения железного занавеса бывшие советские массой ринулись “на свободу”. А там, куда наш российский Макар раньше телят не гонял, от неприятностей никто не застрахован. Ладно еще болезнь, ну а если — смерть?! И летит на родину очередной тоскливый “груз-200”, посылка, которую никто не ждет.