Начало недели в Киеве обещало быть мирным. Верховная Рада собралась на очередное пленарное заседание. Палаточный городок у площади Независимости, или, по-украински, майдане Незалежности, — около двух десятков палаток со 150—140 несгибаемыми антикучмовцами — тоже был далек от бунта.
Возобновление пленарных заседаний украинского парламента совпало с новой активной фазой акции “Украина без Кучмы”. Оппозиция была настроена весьма решительно, но не планировала силовых акций. В понедельник один из твердых антикучмистов Сергей Головатый заявил, что в беседе с ним Леонид Кучма якобы признал факт прослушки президентского кабинета. Напомним — речь идет о так называемом “кассетном скандале”, когда достоянием общественности стала пленка с записью “голоса Кучмы”, где он говорил об устранении своих политических противников. Речь прежде всего шла о журналисте Гонгадзе, чей труп и по сей день находится в одном из киевских моргов. После экспертизы на ДНК, как заявил генеральный прокурор Украины Михаил Потебенько, вероятность того, что найдено тело именно Гонгадзе, составляет 99,6%.
На сессии Верховной Рады, кстати, планировалось заслушать Потебенько. Однако он внезапно ушел в отпуск и до 16 февраля будет пить минеральную воду в Трускавце.Если Верховная Рада все же проголосует за отчет генпрокурора в пятницу, 9 февраля, — то держать публичный ответ ему придется.
Организовав встречу Кучма—Головатый тет-а-тет, помощники главы государства не предусмотрели возможных громких публичных заявлений оппозиционеров. А они прозвучали, послужив той искрой, которая породила пламя уличных волнений.
Организаторы антипрезидентской акции привели в Киев несколько тысяч людей. К вечеру — около 19.00 по московскому времени — на главной улице украинской столицы смешались в кучу не кони и люди, а представители политических сил разного политического окраса. Поскольку рядом находились коммунисты и социалисты, организация “Щит Батькивщины”, поддерживающая Юлию Тимошенко, и “Тризуб”, отличающаяся антилевой направленностью, напряженность просто витала в воздухе. Она разрядилась атакой нескольких десятков членов ранее неизвестной организации “Синдикат анархистов” на палаточный лагерь акции “Украина без Кучмы”. Но выходки анархистской молодежи, или тех, кто прикрывался черными анархистскими знаменами, не поколебали стремления антикучмистов все же провести в центре Киева митинг, кульминацией которого стало сжигание чучела “самого”, облаченного в полосатую робу и с гитарой. Большего сходства куклы с президентом демонстрантам добиться так и не удалось. Возможно, протестанты надеялись на сочувствие киевлян, но те пока занимают нейтральную позицию (по опросам общественного мнения, население довольно равнодушно относится к выступлениям как сторонников, так и противников Леонида Кучмы — в активных политических акциях принимает участие менее 0,5 процента населения страны).
Митинг завершился хотя и бурно, но безрезультатно. “Низы” продемонстрировали главе государства, что они не хотят жить по-старому, то есть — под руководящей и направляющей ролью Кучмы. А “верхи” показали, что управлять по-старому они еще вполне способны.
И все же кресло Кучмы в последние месяцы отчетливо зашаталось. К скандалу вокруг Гонгадзе прибавился еще один — дело о смерти видного политика Вячеслава Чорновила, лидера оппозиционного РУХа. Он погиб в прошлом году в автокатастрофе, и поначалу в общественном мнении она и осталась таковой. Но потом начались загадочные исчезновения участников ДТП. Первым исчез водитель грузовика, “подрезавший” автомобиль Чорновила. Затем внезапно скончался от инфаркта “пассажир”, находившийся рядом с водителем грузовика. И, наконец, бесследно исчез водитель легковой машины, шедшей следом за машиной Чорновила, — непосредственный свидетель. В цепи этих событий смерть столь заметной политической фигуры стала выглядеть весьма зловеще и становится в один ряд с насильственной смертью Гонгадзе.
Все это размывает почву под ногами действующего украинского президента. А движение “Украина без Кучмы” разрастается. В ближайшее время палаточный городок увеличится за счет ожидаемых подкреплений из Черниговской, Сумской, Полтавской областей.
Сам же Кучма намерен явно держаться до последнего. Он рассчитывает, что независимые европейские эксперты докажут, что пленки, где звучит голос, “похожий на голос Кучмы”, — это фальшивка.