Четыре месяца 12 команд высшего дивизиона “Запад” и 13 — “Восток” в двухкруговом турнире в упорнейшей борьбе выявили по четыре лучших команды из каждого дивизиона. Теперь, объединившись в восьмерку, они будут оспаривать две путевки в Суперлигу. Это “Спартак”, “Крылья Советов”, “Химик”, “Кристалл”, “Сибирь”, “Нефтяник”, “Энергия” и “Трактор”.
В числе самых вероятных претендентов — московские “Крылышки”, которые в этом сезоне переживают, будем считать, третий взлет за свою историю. Так, в 1956 году в составе сборной СССР Кучевский, Гурышев, Хлыстов и Пантюхов стали олимпийскими чемпионами. В 1974 году “Крылья” под руководством замечательного тренера Бориса Кулагина выиграли чемпионат страны. И вот команда — на старте третьего взлета. Имею в виду стабильно хорошую игру во всех линиях, воодушевление игроков, командный настрой на победу. Коренным изменениям в составе способствовал и бескровный переворот, благодаря которому к руководству клуба пришли новые люди. Вице-президент клуба Юрий Лебедев — шестикратный чемпион мира, 15 лет играл за “Крылья” — один из сильнейших нападающих не только клуба, но и советского хоккея в целом. Вот что он рассказывает:
— Два года как мы вылетели из Суперлиги и влачили жалкое существование. Команда и Дворец спорта принадлежат заводу “ВИЛС”. Менялись один за другим генеральные директора, но постоянная тяжба шла за рынок, который строили для финансовой помощи клубу. Так и было. Но непрерывная война довела до того, что рынок перешел к частным структурам, а это значит — деньги поплыли мимо команды. Дошло даже до того, что нам пришлось продать сразу 25 игроков...
— Похоронили команду?
— К счастью, закупили хоккеистов, но, честно скажу, средних. С ними можно играть в высшей лиге, но о Суперлиге и помышлять нечего. О таком успехе нужно было забыть.
— Каким же образом стали возрождать команду?
— Сезон 98/99 годов начали с нуля: нет денег — значит, ничего нет. Кое-как помог завод. Стали искать спонсоров и нашли: предприниматель Янковский буквально спас команду.
— Кто дает, тот и требует...
— И это правильно: денег на ветер не швыряют. В период подготовки к сезону “Крылья” выиграли два очень трудных турнира — Кубок Федерации и Кубок Москвы. Сразу же появились новые спонсоры. Стало легче дышать, команда встала на ноги.
— Эти успехи достигнуты за счет прежнего состава?
— Повторюсь: команда стала материально обеспеченна. А это значит, что мы уже имели возможность покупать мастеров, и в “Крылья” пришли опытные, знающие хоккей Суперлиги, искушенные Бердичевский, Черный, Крамской, Глебов, Волченков, Фролов, Галкин, Микульчик. Это уже был костяк, и мы могли на базе этих ребят формировать команду.
— А старожилы, которые подходили вам по уровню игры?
— Не хочу называть, но несколько человек, что обидно, доморощенных наших мастеров покинули команду. Я их не осуждаю: нужно было работать в семь потов — не каждый к этому готов, потому что предыдущие два года команда играла с прохладцей. К тому же новые требования — это новые условия жизни, которые не все смогли сразу воспринять.
— Сезон “Крылья” начали хорошо...
— Были даже в лидерах, но затем нас обошел “Спартак”. И тут стали заметны явные просчеты в подготовке к сезону. Команда больше бегала, чем играла.
— А цель — Суперлига?
— Правильно. Наступил период, когда стало точно понятно, что ни физически, ни тактически “Крылья” к Суперлиге не готовы. Но самое главное — некоторые не верили в конечный успех дела. А ведь легче сломать борт, чем психологию человека...
— И вы пошли по советскому испытанному методу — сняли тренера?!
— А что было делать? Стало ясно, что Канарейкин как старший тренер задачу решить не мог. Рисковать мы не имели права, и освободили его, Пачкалина и Пряхина. Это был критический момент, и команде нужны были тренеры, работающие на пределе, с новыми идеями, методами, верой в успех.
— И все-таки я тебя не пойму: первую половину чемпионата “Крылья” во главе с Канарейкиным были в лидерах, и вдруг — отставка...
— А команда мгновенно “присела”. А это значит, что в подготовительный период было очень много упущений. В середине сезона, когда команда достигает пика формы, проявляется качество работы, проведенной в подготовительный период. И выяснилось, что в фундаменте этой подготовки — глубокие трещины.
— И кого решили пригласить?
— Да, голову пришлось поломать. Некоторые отказались, требуя год-два на становление команды. Другие задачу выхода в восьмерку, а затем в Суперлигу не гарантировали. И мы остановились на Вахрушеве, который отменно проявил себя, работая со второй командой. К тому же он — свой, клубный. Вахрушев, Борисов и Кучеренко работают очень интересно, творчески.
— Кто ваши основные соперники в борьбе за первое-второе места?
— “Спартак”, “Сибирь”. Но смею тебя заверить, что ни одна из восьми команд ни в одном матче вполноги играть не будет. Все будут биться на пределе. Каждой команде из этой восьмерки пришло время показать игру даже за счет будущего.
— Один аналитик меня убеждал, что “Сибирь” не даст московской команде пройти в число двух победителей. Денег, мол, у сибиряков больше, и деньги все решат...
— Рассматривают почему-то три команды, которые выиграют турнир: это “Спартак”, “Крылья Советов” и “Сибирь”. Идут хитроумные подсчеты: семь игр дома (столько-то очков), семь на выезде (столько-то)... Я в хоккее со школьных лет, и никто меня не переубедит: только игра даст результат. Отметаю всякие интриги и судейские промахи. Считаю, что “Крылья” войдут в Суперлигу. И еще: я уверен, что все московские команды будут играть в Суперлиге и станут лидерами нашего хоккея вообще. И вот тогда на чемпионатах мира и Олимпийских играх будет играть совершенно другая сборная России...
— У тебя был предшественник, который утверждал, что Россия будет выигрывать чемпионаты мира и Олимпиады только тогда, когда московские команды будут лидерами.
— Кто же это сказал?
— Анатолий Владимирович Тарасов.
— В таком случае я горжусь, что мое мнение совпало с мнением великого тренера.