Грузите кинескопы бочками!

Виктор СОКОЛОВ, начальник пресс-службы Центрального таможенного управления:

— Говорить о том, что процесс таможенного оформления импортных грузов в Москве остановился, нельзя. Стоимостной объем импорта, поступившего в Московский регион в январе 2001 года, составил 124% по сравнению с январем 2000 года (рост произошел по следующим позициям: одежда, обувь, машиностроительная продукция, печатная продукция, лекарства, бытовая нефтехимия и т.д.). Другое дело, что сейчас процесс таможенного оформления замедлен. Это связано с тем, что товары, подпадающие под низшую таможенную ставку, подвергаются жесткому контролю, поскольку именно под этим прикрытием стараются провезти гораздо более дорогостоящие товары.

Согласно статье 94 Таможенного кодекса, проверка документов и досмотр товаров должны осуществляться не более чем в 10-дневный срок с момента подачи таможенной декларации. И не позднее 3 дней — по группе товаров, на которую существует упрощенный порядок таможенного оформления (к примеру, скоропортящиеся товары). Этот срок мы стараемся выдерживать.

Понимая, что проблема существует, ЦТУ ГТК выпустило распоряжение, согласно которому принимается ряд мер для “расшивки” узких мест. В частности, планируется перевести на двухсменный режим работы наиболее загруженные таможенные подразделения, при необходимости обеспечив работу таможенных постов в выходные и в праздничные дни. К наиболее “проблемным” местам будут привлечены сотрудники таможенных постов, расположенные на складах временного хранения, которые в настоящий момент не работают. На терминалах же, на которых скопилось значительное количество груженых фур, планируется создать временные зоны таможенного контроля.

То есть мы видим проблемы и стараемся их решать. Но настаиваем на том, что стратегическая цель — борьба с “серым” импортом — абсолютно верна. По нашим оценкам, сегодня 25% импортных грузов ввозится по “серым” схемам, но скоро этому будет положен конец.

На господ российских таможенников ныне катят бочку все кому не лень: и участники ВЭДа — внешнеэкономической деятельности за удлинение сроков “очистки”, и потребители за ожидаемое появление дефицита. Пресс-служба ГТК решила провести десантирование журналистов на несколько таможенных терминалов, дабы показать, что потомки Верещагина белые, мягкие и пушистые.

Склад временного хранения — СВХ “Войковское”. Узкие улочки, где тяжело разъехаться даже простым легковушкам, не говоря уже об огромных фурах. Такие же узкие коридорчики и маленькие комнатки, в которых сидят люди в серых мундирах. Интересно, что СВХ — частное предприятие, и оно по договору предоставляет “жилплощадь” таможенникам.

Сам склад — огромный ангар, в котором лежат коробки с товарами множества наименований. При журналистах начинается активная работа: вскрывается одна из картонных тар, в ней рыболовные кепочки. Количество и качество сверяется с накладной, потом коробку заклеивают скотчем. В другой — мечта любого рыболова: крючки, мормышки, приманки.

— Известная фирма, с ней у нас проблем нет, но проверять надо! — говорит один из таможенников.

— А с кем или с чем проблемы есть после новых приказов? — допрашивают журналисты.

— Да в принципе ни с кем. И ни с чем.

— Да есть проблемы, и еще какие! — услышав такое, возмущается неплохо одетый человек, стоящий рядом с нами. — Я с завода “Рубин”, мы здесь кинескопы растаможиваем. Теперь их все выгружать надо, потом загружать, а потом вы же нас будете материть, если телевизор из строя выйдет. Кинескопы в прозрачной упаковке приходят, на тентованной машине. Снял тент, посчитал, все сравнил, и забирай. Раньше так и было — за день все документы оформляли, а теперь по пять дней. А если у нас конвейер встанет?! Да и дают нам всего три льготных дня, а потом по полной плати складу.

— У нас вообще-то срок оформления 10 дней, а по скоропортящимся — три, — защищаются таможенники. — Мы и так работаем до 8—9 вечера. Сколько можем, столько пропускаем.

После Нового года, точнее с того момента, когда была введена стопроцентная обязательная проверка дополнительных видов грузов, на границах с Россией и около складов выстроились длиннющие очереди из фур. Сейчас ажиотаж немного спал, но в первые дни недели машины все равно скапливаются. Практически на всех складах не хватает мест для стоянки приходящих грузовиков. Многие из них стоят на улицах, вне зоны контроля. И это одна из главных головных болей всех постов на СВХ. Здравую идею о переносе этих объектов за МКАД уже несколько лет лоббирует московская мэрия, но пока до решения вопроса еще далеко — растаможенный товар придется на тех же грузовиках потом везти в Москву, а пробки при въезде в столицу знакомы каждому автомобилисту.

СПРАВКА “МК”:

Сейчас только в одной Москве существует более 240 СВХ. Из них, по официальным данным, действует лишь 107. В перспективе их число должно снизиться до 90 СВХ, оборудованных по последнему слову техники. При этом сокращения штата сотрудников таможни не планируется.

Но при желании можно решить и проблемы въезда-выезда. Второй точкой нашего десанта был Митинский СВХ. Огромная площадь, новые помещения под грузы, кафе, магазины. Отдельно здание под таможню — начальник поста сидит над операционным залом и видит все этапы прохождения документов. На стоянках места для машин навалом. Рядом две трассы — Волоколамка и Пятницкое шоссе.

Но недовольные нашлись и здесь. Поставщик лекарств для почечных больных буквально обнимал свои коробки, которые требуют хранения при комнатной температуре. По нашим ощущениям, на складе было гораздо холодней, чем на улице.

— Вот грею собой свои лекарства, — заявил предприниматель от медицины.

Однако таможенники объяснили, что на некоторых СВХ для подобных грузов есть специально обогреваемые помещения. Но вместо того, чтобы отправиться туда, многие коммерсанты предпочитают иметь дело со знакомыми, во избежание мелких придирок.

После долгого и достаточно холодного инспекционного рейса журналистов пригласили в основной комплекс ГТК и в ожидании встречи с начальником Главного управления организации таможенного контроля Анатолием Галактионовым налили по “чашечке чая”. Так и скоротали время в непринужденной беседе о пользе новых правил. Потом Галактионов заверил всех, что “дефицита уже давно нет и никогда не будет”.

А через несколько дней стало известно, что у начальника пресс-службы ГТК Владимира Емельянова, который организовал эту поездку, возникли крупные неприятности — именно из-за неформальной беседы с прессой и пресловутой “чашечки чая”...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру