ДАМЫ С ХАРАКТЕРОМ

Женщина-дипломат... В русском языке даже нет женского рода у слова “посол”. Прямо как шахтер, самая мужская профессия. Но ведь женщины издавна славились своими дипломатическими способностями. Одна такая, Клеопатра, взяла в плен даже Юлия Цезаря. Из наших дам-послов вспоминаются только Александра Коллонтай да Валентина Матвиенко. Так что есть исключения из правил, но — редкие. В Москве — 135 зарубежных диппредставительств. Среди посольств, возглавляемых представительницами слабого пола: Бразилия, Эквадор, Австралия, Сьерра-Леоне и Венесуэла. У двух из них корреспонденты “МК” побывали в гостях.

Руфь Пирс – посол Австралии в России.

В блейзере приглушенного зеленого оттенка и юбке модной длины “чуть ниже колена” Руфь Пирс, немного смущаясь, натягивала рукав на... загипсованную левую руку.

— Да я тут поскользнулась недавно — торопилась на встречу, шла к метро, пыталась перешагнуть грязь, а там был лед, и я упала. В результате небольшой перелом, — перехватывая наши удивленные взгляды, говорит мисс Пирс.

— А вы... ездите на метро?

— Да, по Москве особенно в выходные предпочитаю подземку. А когда ко мне приезжают гости, я вожу их на экскурсию по московскому метро — оно просто великолепно.

— Как же тогда служебный атрибут посла — машина?

— У меня есть служебная машина и шофер, а иногда я сама вожу. Правда, здесь очень интенсивное движение, но в Серебряный Бор, где находится дача нашего посольства, езжу обычно сама.

В Австралии 25 лет назад, когда она выбирала профессию, женщина-дипломат была большой редкостью. Главой австралийского диппредставительства в снежной России Руфь Пирс стала два года назад. Однако самое свое экстравагантное назначение она помнит до сих пор. Молодая женщина из страны, где “пляжный” стиль жизни считается нормой, попала в самый центр ортодоксальной мусульманской культуры — в Бангладеш:

— Как-то раз в Бангладеше ко мне на улице подошел мужчина и обрызгал краской, потому что у меня было платье с коротким рукавом.

— Выходит, вам на службе даже нельзя позволить себе носить что-нибудь “эдакое”?

— Увы. Хотя сейчас “надлежащему” облику посла уделяется не такое уж большое внимание. Я, например, очень часто ношу брюки — лет десять-двадцать назад это было просто немыслимо для женщины-дипломата.

— А каково это— женщине быть дипломатом?

— Я думаю, что женщины по природе дипломаты. Для женщины очень важно, как ее воспринимают даже чисто внешне. Перед дипломатическими раутами подбирается гардероб, помада, пудра... У мужчин таких проблем нет. Строгий костюм, галстук — это все.

Руфь призналась, что вся ее жизнь — попытка найти компромисс между служебным долгом и личными планами. Сидя в мягком кресле возле камина напротив огромного окна, она рассказала нам, что однажды чуть не стала замужней женщиной, но пришлось сделать выбор: карьера дипломата или брак. И вот она перед вами — удачливый дипломат Руфь Пирс но, как нам показалось, очень одинокая в душе женщина.

— Значит, правы ваши сотрудники, которые сказали нам, что ваше главное хобби — это работа?

— Я со временем нашла здесь себе несколько близких людей. С друзьями я частенько наведываюсь в Центральный Дом художника, ходим на музыкальные вечера, которые летом устраивают в Доме ученых, играем в теннис, катаемся на лыжах.

— А когда принимаете гостей дома, сами готовите или посольский повар?

— Я неплохая повариха. Люблю готовить. Конечно, здесь я не так часто это делаю, в основном, по выходным. Австралийцы вообще гурманы — у нас сочетаются кухни разных народов. Мне больше нравятся острые блюда, люблю азиатскую кухню — в ней много пряностей, пища легкая, от нее не поправляются. На Соломоновых островах, где я работала послом, у местных рыбаков мы часто покупали огромных крабов, еще живых, нанизанных на пальмовый лист, буквально за бесценок — в Австралии или России такие крабы стоят целое состояние.

— Ну а как вам русская кухня?

— Очень люблю борщ. Здесь в одном из ресторанов я попробовала изумительно приготовленного кролика.

— А как вы, столько прожив в теплых странах, согласились поехать в холодную Россию?

— Я подала заявку на пост посла в России, потому что в последние десять лет у вас происходили уникальные события. Хотя, по правде говоря, я тогда очень мало знала о России.

— И что вас больше всего удивило в наших краях?

— Шубы! В Австралии никто не носит шубы. Там это не принято. И незачем.

— Можем мы вас поздравить с Женским днем? Празднуют ли его в Австралии?

— У нас есть такой праздник. Только это не выходной день. А ваша традиция мне очень нравится. Это так мило — когда на улицах столько мужчин, которые с цветами в руках торопятся поздравить своих любимых!

Химена Мартинес де Перес — посол Республики Эквадор в Москве.

Глядя на яркую рыжеволосую Химену, в эффектном красном а-ля Шанель костюме, пытаемся сделать комплимент:

— Вам очень идет этот цвет. Вы, вероятно, любите яркие и броские вещи?

Полномочный посол Эквадора выдерживает продолжительную паузу. Смотрит на нас укоризненно — вопрос “не по протоколу”. Впрочем, немного подумав, она все же чеканно отвечает:

— Цветовая гамма не имеет особого значения в профессиональной деятельности дипломатического лица.

— А какие плюсы и минусы для женщины на посольском поприще?

— Я считаю, что эта должность не зависит от того, кто ее занимает: мужчина или женщина. Человек должен соответствовать занимаемому посту. Мы, женщины, выполняющие обязанности послов, несем весь груз ответственности, с которой связано представительство страны за рубежом. Кроме того, мы тоже являемся матерями, женами.

Расспросить Химену о ее семье, однако, не удается — вопрос опять-таки “не про протоколу”. Что ж, поговорим о другом. Как женщине стать дипломатом, например:

— До 1985 года в Эквадоре ранг посла ни разу не занимала женщина. Впоследствии нас стало четыре женщины-посла по образованию, сотрудников дипломатической службы.

Все ж, как выясняется, ничто человеческое госпоже послу не чуждо. За три года работы в России Химена несколько раз побывала в Санкт-Петербурге и устроила себе небольшие каникулы, прокатившись по городам Золотого кольца. Химене Мартинес де Перес очень нравится русская опера, балет и живопись. Многочисленная коллекция сувенирных пасхальных яиц и матрешек, которые занимают все свободное пространство в гостиной посольской резиденции, выдают в Химене страстного коллекционера российской национальной экзотики:

— Я наслаждаюсь культурной жизнью, которой живет Москва. Восхищаюсь мастерством ваших живописцев: Репина, Иванова, Брюллова, Сурикова...

— Ваш идеал среди политических деятелей?

— Михаил Горбачев. Он был в гостях в моей резиденции. Для меня он — идеальный политик, потому что проявил огромную силу воли и решительность.

— Вы, очевидно, добились в жизни всего, что хотели?

— Да, действительно, я очень довольна тем положением, которое я достигла на данный момент, и доверяю судьбе, которая мне благоволит.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру