Штатские атакуют

Непрофессионал во главе силовой структуры — не новость для московских коридоров власти. Во времена Хрущева министром обороны был недоучившийся помощник электрика Булганин, а в эпоху Брежнева — промышленный управленец Устинов. Милиционер во главе МВД в советские времена и вовсе был редкостью: это ведомство сначала возглавлял строитель Дудоров, а затем профессиональные партаппаратчики Щелоков, Власов и Бакатин. Наконец, руководить КГБ последовательно ставили бывших комсомольских вождей: сначала Шелепина с Семичастным, а затем Андропова.

Но на этот раз Владимир Путин не просто назначил “очередных дилетантов” в министерские кресла. Президент пытается ни много ни мало реформировать систему российского госуправления по западному образцу.

В большинстве стран Запада верхушка любого министерства четко делится на две части: политических назначенцев и кадровых чиновников. Политические руководители — министр и пара его замов — формулируют стратегию ведомства, но зато уходят в отставку при каждой смене правительства. Профессиональные чиновники всего лишь воплощают в жизнь задумки политиков. Зато им не приходится увольняться при замене премьера или министра. Западные теоретики утверждают, что именно эта система позволяет обеспечить стабильную и эффективную работу госаппарата.

Нетрудно заметить, что новые путинские назначения полностью укладываются в эту схему. Министром назначен политик, его замом — профессионал. Помогать новому гражданскому главе МВД Грызлову будет кадровый милиционер Владимир Васильев. В помощь штатскому директору налоговой полиции Фрадкову назначен профессиональный силовик Сергей Веревкин-Рохальский...

В принципе попытку реализации передовой политсхемы нельзя не назвать шагом в правильном направлении. Однако надо помнить, что на Западе эта система сложилась в результате долгого исторического процесса. В России ее хотят установить с помощью “революции сверху”. Как известно, подобные попытки очень часто заканчиваются неудачей и тихим возвращением к старым испытанным способам управления. В правильности назначения непрофессионалов силовыми министрами будет довольно трудно убедить и широкую общественность. Ее ведь будут волновать не высокоумные политсхемы, а приземленные результаты деятельности новых назначенцев. А в том, что им предстоит столкнуться с очень серьезными трудностями, можно быть уверенными на все сто процентов. По утверждениям чиновников, любая перетасовка начальственных кадров парализует работу ведомства как минимум на три месяца. Что же до нового руководителя из “неместных”, то для того, чтобы по-настоящему войти в курс своих обязанностей, ему обычно требуется около года. В силовых ведомствах эти трудности надо умножить еще на острую нелюбовь силовиков к “варягам” и “пиджакам”.

Поэтому судьба путинского эксперимента будет определена успешностью или неуспешностью действий конкретных новых назначенцев. Кстати, прежде всего это касается нового министра обороны Сергея Иванова, которому достался наиболее трудный и запущенный фронт работ. Впрочем, в случае с Ивановым риск оправдан. Только человек, обладающий политическим весом Сергея Борисовича, способен обеспечить необходимые для реформы армии громадные материальные ресурсы...

Произошедшие кадровые перестановки высветили одну не очень радостную особенность нынешнего состояния власти. Путин страдает от острого кадрового дефицита. Уйдя соответственно из Совбеза и думской фракции “Медведь” Иванов и Грызлов оставили после себя зияющие пустоты. Рушайло не способен выполнять прежнюю ивановскую роль координатора деятельности силовых структур. Президент не настолько ему доверяет. Поэтому Совбез, видимо, потеряет свое нынешнее значение. В “Единстве” с кадрами вообще полная беда. Не зря же Шойгу, по слухам, предложил Кремлю сделать новым лидером думской фракции юного депутата Владимира Семенова, о сексуальной ориентации которого ходит очень много слухов.

И, наконец, последняя важная черта путинской кадровой революции. Она была просто фантастически бескровной. Из всех затронутых перестановками чиновников только сверходиозный экс-министр атомной энергии Евгений Адамов не получил нового кресла. Все остальные пристроены. Даже давно воспринимаемый всеми как пенсионер бывший военный министр Игорь Сергеев стал помощником президента. Чиновникам подобный президентский стиль может быть очень приятен — он резко контрастирует с Ельцинским “и прикройте дверь с обратной стороны”. Но не повлияет ли такая “бескровность” на то, что в коридорах власти будут без конца тасоваться прежние фигуры?

Впрочем, пока мы, как известно, видели только первую часть путинской кадровой революции. Серии “Кремль” и “Белый дом”, видимо, будут показаны в апреле—мае.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру