Камасутра болотная

Посреди непролазных болот в эти дни развернулась очередная битва за очередной урожай. Здесь “дошла до кондиции” клюква, и добычливые граждане ринулись обирать мягкие моховые кочки. Вместе с группой “охотников за кислятиной” отправился по ягоды и репортер “МК”.

Дилетант-клюквособиратель, оказавшись “на поле боя”, проходит через несколько состояний. Сначала мучаешься от того, что руки катастрофически не поспевают за глазами. Вокруг обнаруживаются все новые и новые полянки, дразнящие россыпями красных ягод, а твои собственные неуклюжие “клешни” никак не хотят подцеплять клюквины в ускоренном темпе, пальцы постоянно застревают в стеблях травы, веточках... Спустя некоторое время к обилию ягодной “халявы” привыкаешь и, действуя в режиме этакой “клюквокосилки”, сосредотачиваешься на методичном прочесывании близлежащих болотных угодий. Однако по прошествии полутора-двух часов наступает черед третьего этапа, главная роль в котором принадлежит твоей же собственной пояснице. Длительное сидение на корточках и стояние “буквой зю” над кочками приводит к тому, что эта вроде бы не слишком избалованная часть организма начинает весьма настойчиво заявлять свои протесты. Тут уж добытчику ягодных припасов впору соперничать с авторами легендарной “Камасутры” в придумывании всяких несусветных поз. И на колени пробуешь встать, и животом прилечь на мшистые бугры, и локтями опереться (но ведь сыро же, граждане, сыро!)...

А над болотом перепархивают человеческие голоса — “охотники за клюквой” аукаются. Полезное, к слову сказать, занятие: ведь на болоте заблудиться — проще простого! Увлекся процессом сбора ягод, перебираясь от одной кочки к другой, да и забрел ненароком в самые болотные дебри. Как потом оттуда выходить, в какую сторону — совершенно непонятно. Куда ни глянь — над буро-зелеными мхами торчат абсолютно одинаковые чахлые сосенки, загораживая горизонт. Север-то справа или слева? А, может быть, позади?.. Только начал вспоминать мудрую науку ориентации на местности по солнцу, глядь — сплошные тучи наползли, все небушко затянули. Теперь одна надежда: набрести на какого-нибудь “товарища по профессии”.

...Все! Моя “битва за урожай” закончена. И хотя пластмассовое ведерко еще не заполнено доверху — нет уж, хватит, удовольствия и так выше крыши! Бреду “до дома, до хаты” словно по гигантскому матрасу — мох пружинит, ноги проваливаются в него порой чуть ли не по колено. Кое-где сочно чавкает вода, и сапоги прямо-таки присасываются к торфяной трясине. Прогулка по болотным просторам отнюдь не легкое занятие. И потому заядлые “промысловики” все расстояния здесь мерят — как альпинисты — не километрами, а временем ходьбы. “До богатых мест часа полтора ходу...” “Буду собирать ягоду неподалеку — минутах в двадцати...”

Между прочим, болото здешнее отнюдь не маленькое. Судя по карте, из конца в конец топать — чуть ли не полтора десятка километров получится. Как рассказывают ветераны клюквенной страды, где-то поближе к его “середцевинке” с давних времен лежит среди мхов и кочек потерпевший аварию самолет. Эта крылатая машина обладает удивительным свойством: ее могут обнаружить лишь те, кто окончательно заблудился среди бескрайних мшаников, а вот целенаправленные поиски винтокрылого раритета практически всегда заканчиваются безуспешно.

“Заблуждения” малоопытных граждан на местных болотах случаются довольно часто. Иногда эти незапланированные странствия длятся не очень долго — два-три часа, но порой бывают и более продолжительные исчезновения. “Старейшина” нашей группы Владимир Суровов вспомнил, как несколько лет назад из числа его подопечных пропала девушка Оля: “Уж давно все в лагере на опушке у костра собрались, темнота наступила, а ее нет и нет! Я и еще несколько мужиков пошли с фонариками окрестности прочесывать, звать — без толку... Объявилась она в нашем лагере лишь на следующий день. Оказывается, потеряла дорогу и полночи коротала среди моховых кочек, потом вышла к речке, набрела на палатку каких-то рыбаков — они ей и подсказали правильное направление... В общем, целую “кругосветку” совершила!”

Сам Владимир Иванович болота изучил основательно, он приезжает сюда уже больше десяти лет, привозит “на клюкву” многочисленных знакомых. Хотя путь до этого “ягодного царства” не близкий — от Твери по трассе, по разбитому асфальту местной дороги и, наконец, грязным проселком до заброшенного Спасского погоста. Дальше даже в хорошую погоду на машине не проберешься: к краю болота вьется сквозь лесные заросли только узенькая тропочка. Так что все владельцы “моторов” оставляют свою технику у околицы и на целый день уходят “в автономное плавание”. Обратно возвращаются уже в сумерках, отягощенные ягодными трофеями.

Количество клюквы, собранной энтузиастами этого промысла, порою превышает все вообразимые пределы. Лидируют в “личном зачете” представительницы прекрасного пола — глядишь, кто-то из них 50 литров “нагреб”, кто-то — и все 60... Хотя, конечно же, за местными жителями приезжей городской публике все равно не угнаться: аборигены чаще всего “косят урожай” не вручную, а с помощью специального совочка с гребенкой — “хапалки”. Провел ею по кочке — и сразу же разбогател на целую пригоршню клюквин! (Впрочем, защитники природы утверждают, что такая механизация сильно вредит болотной флоре: “хапалки” вместе с ягодами выдирают мох, стебельки растений.)

Вы спросите: куда же девать эдакую прорву кислятины? Внутрь, господа, внутрь себя, любимого! Как утверждают специалисты, красивые красно-бордовые шарики содержат массу полезных витаминов, йод, марганец, железо, бор... Клюкву хорошо употреблять для укрепления стенок кровеносных сосудов, при атеросклерозе, при повышенном кровяном давлении. Врачи настойчиво потчуют “царицей болот” всех экстремальщиков — космонавтов, подводников. Краткий опрос моих коллег по “болотной эпопее” выявил не один рецепт использования сочных красных ягод — кисели, морсы, варенья, моченья, приправы к мясу... Что же касается мужской части добытчиков, то здесь мнение практически однозначное: ягоды растолочь, смешать с сахаром, залить водочкой или спиртом, дать настояться несколько дней и... м-м-м! — божественный напиток получается. Ради подобного нектара не жаль и спину на болоте поэксплуатировать “в запредельном режиме”!

...На обратном пути, когда проезжали одну из деревушек, я попросил остановиться возле воткнутого на обочине колышка с самодельной табличкой “Продам клюкву”. Дежурившая рядом с “рекламным стендом” бабулька в колоритном ватнике назвала весьма умеренную по столичным меркам цену, и содержимое ее эмалированного ведра благополучно перекочевало в багаж репортера “МК”.

Вот теперь, с таким-то “уловом”, не стыдно и в Москву возвращаться!

Тверская область — Москва.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру