“Зимняя вишня” цвета хаки

Президент Владимир Путин, сделав ставку на армию во время своей предвыборной кампании, оказывал военным всяческие знаки внимания. То на самолете полетает, то в море на атомной подлодке выйдет, то пообещает денег добавить. И слова-то говорил все больше правильные, с обеспокоенностью в голосе за безопасность страны, о необходимости крепить оборону и повышать социальный статус военнослужащих. Просто бальзам на военные сердца, от которых не то что зеленый лейтенант — старый служака-генерал разомлеет. Слова из президентских уст, увы, в очередной раз оказались лишь звуком дальней канонады — погрохотало и затихло. Видимо, так исторически у нас сложилось, что армия в России для правителей всегда будет как неродное дитя — по головке погладят, а про леденец забудут. Стоит ли тогда ждать ответной любви?

В армии приказы не обсуждаются — они выполняются. Однако под серым шинельным сукном бьются обыкновенные человеческие сердца, способные воспринимать не только слова команды. Сегодня армия напоминает обиженного ребенка, который еще не заревел в полный голос, но губы уже поджал. Являясь по определению самой дисциплинированной частью общества, военные люди продолжают добросовестно выполнять свои служебные обязанности, но ропот недовольства слышен и из штабных кабинетов, и из ротных канцелярий. На улицы с транспарантами армия, конечно же, не выйдет (команды-то нет!), но удержать офицеров от увольнений уже никто не сможет. Даже не нужно проводить все широко заявленные реформирования и сокращения — при нынешней текучке кадров Вооруженные Силы страны сами расползутся по гражданским углам. Согласно статистике, уже сегодня число увольняемых с военной службы превышает количество приходящих в войска лейтенантов. Вымрут полковники — кто Родину будет защищать?

Поводов для обид у армии предостаточно. И большинство из них на счету президента, то бишь Верховного главнокомандующего, если говорить по-военному. Самые банальные — по поводу пресловутой социальной защищенности военнослужащих: денежное содержание, жилье, престиж службы. Поначалу, когда обещания из уст Верховного лились рекой, ему поверили даже заматерелые скептики, не раз обжигавшиеся на посулах Бориса Ельцина. Уж если президент страны заговорил о необходимости возрождения престижа Вооруженных Сил, значит, что-то наконец изменится в сложной системе взаимоотношений власти и армии. В тот момент тысячи рапортов об увольнении были отозваны обратно, еще больше оказалось просто ненаписанными. “Если к нам по-человечески, то мы еще послужим”, — оптимистично заявляли военные. Разочарование пришло быстро...

Денег военным так и не добавили. Обещанная к первому сентябрю двадцатипроцентная прибавка к жалованью так и не состоялась. Теперь — по инициативе, заметим, самого президента — военнослужащих лишают многих льгот, обещая взамен прибавить зарплату. Льготы отберут с первого января, а денег добавят лишь спустя полгода — с первого июля. Опять-таки вопрос: а добавят ли? Наполняющая часть бюджета, по словам вице-премьера Ильи Клебанова, из-за падения цен на нефть будет невысокой, а значит, денег кому-то недодадут. Отгадайте с одного раза: кому? В армии ответ на этот вопрос уже знают. С квартирами, к слову, тоже не все так здорово получается, как это выглядело на бумаге. Квадратные метры жилья остаются мифическими цифрами, на которые сколько ни смотри, в реальные дома они не превратятся. К скудным минобороновским средствам на строительство так ничего и не добавилось. А если учесть, что львиную долю военного бюджета съедает сокращение армии, то вигвамы для офицеров как были фигвамами, так ими и останутся.

О повышении престижа военной службы, за который так ратовал президент, можно и не вспоминать. Банальный пример: сериалы о героических профессиональных буднях милиции есть, о таможне есть, о налоговой полиции, ФСБ — и так далее и тому подобное. Об армии сериалов нет. С одной стороны, нет денег, а с другой — нет режиссеров и продюсеров, готовых взяться за изначально провальный проект. Остается лишь ностальгически пересматривать фильм “Офицеры” и ронять на китель скупую мужскую слезу при фразе: “Есть такая профессия — Родину защищать”.

Недовольство генералитета Владимиром Путиным тоже зрело давно. Здесь меньше эмоций и жалоб на тощий кошелек, а претензии гораздо серьезнее. Назначив министром обороны выходца из спецслужб, президент четко дал понять, что военным он не доверяет. При всем уважении к личным качествам Сергея Иванова, в военном деле он разбирается в лучшем случае на уровне секретаря Совбеза, которому поручили разработать реформирование Вооруженных Сил. Познания армейской жизни Сергея Борисовича, по его же собственным словам, свелись к нескольким месяцам казарменной жизни в одной из воздушно-десантных частей. И было это довольно давно. Наверное, Иванову трудно рулить армией, подноготную которой он не знает, но для президента это, похоже, не важно, главное, что человек свой и линию будет гнуть правильную.

Накануне отъезда в США президент встретился с генералами. Сказал речь — умную, грамотную. Четко сформулировал направления, на которых необходимо сосредоточить усилия с учетом новых угроз национальной безопасности страны. Это совершенствование систем управления военным строительством и концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, оптимизация структуры Вооруженных Сил и качественное повышение боевой и оперативной подготовки войск, а также решение проблем социального обеспечения военнослужащих. То есть, собственно, все то, чем российское руководство безуспешно пытается заниматься последние десять лет. Генералы пожали плечами: чё сказать-то хотел?

Да и сам визит российского главы к новому другу Бушу вызвал недовольство в стенах Минобороны. Военные еще не пережили шока от добровольной сдачи наших баз на Кубе и во Вьетнаме, которые хоть и не приносили особой пользы, но являлись элементом престижа и возможностью влияния в регионе. “Уж если сдавать базы, так по-умному нужно было это делать, а не дарить просто так”, — считают в Генштабе. Теперь, когда ВВП без всяких договоров обещает сократить стратегические вооружения под честное слово партнера, генералы просто разводят руками. “Ельцин хоть боеголовки ракет обещал перенацелить, их-то в пять секунд можно было опять куда нужно направить, а тут разговор серьезнее — при создании американской ПРО мы вообще без ракет останемся”, — прогнозируют ситуацию в Минобороны.

В общем, разлюбил Верховный главнокомандующий свою армию, так и не успев ее полюбить. Обещание жениться повисло в воздухе... На какие ответные чувства он теперь рассчитывает?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру