ВСЕ ДЕЛАЮТ ВЕТО

В среду руководители СМИ и журналистских союзов, как уже сообщал “МК”, обратились к президенту Путину — с просьбой наложить вето на поправки к законам “О средствах массовой информации” и “О борьбе с терроризмом”, которые приняла Дума и одобрил Совфед. Напомним: главным новшеством стала фраза о том, что в СМИ нельзя публиковать “высказывания лиц, направленные на воспрепятствование проведению контртеррористической операции”, а также “пропаганду и (или) оправдание сопротивления” такой операции. Расплывчатые формулировки позволяли при желании “репрессировать” любую газету, радиостанцию или телеканал...

Участие в подготовке обращения министра печати Лесина и руководителей близких к Кремлю СМИ позволяло предположить: акция была заранее согласована с Кремлем и президент пойдет прессе навстречу. Если мотивы журналистов понятны, то каковы мотивы кремлевцев?

На этот счет есть несколько версий. Первая, лежащая на поверхности: сегодня для встречи с Путиным в Питер приезжает Джордж Буш. Поправки в законы вызвали на Западе очень негативный резонанс — и “смягчение” острого момента будет нелишним. Вторая версия — в принципе наложение вето на поправки для Путина недорого стоит. Зато потом у Кремля будет лишний повод провести не просто поправки, а принципиально новую редакцию Закона о СМИ — ведь журналисты сами высказались о том, что пора выработать свои правила поведения в экстремальных ситуациях...

Как бы то ни было, если президент наложит вето на законодательные новшества, это станет для прессы “маленькой победой”. Но за свои права журналистам придется бороться и дальше.

“Президенту Российской Федерации В.В.Путину.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Федеральное собрание Российской Федерации одобрило ряд поправок в законодательные акты, направленных на регламентацию функционирования средств массовой информации, в том числе и в чрезвычайных условиях.

В этой связи от лица российского журналистского сообщества считаем важным обратить Ваше внимание на ряд обстоятельств.

Подавляющее большинство российских журналистов, редакторов и владельцев средств массовой информации понимают ту ответственность, которая ложится на средства массовой информации в нынешних условиях, а также ту ответственность, которая возникает перед каждым из нас в экстремальной обстановке — во время теракта, антитеррористической операции или военного конфликта.

Мы согласны, что некоторые действия журналистов и средств массовой информации во время последнего теракта в Москве были неверными. Но это были ошибки, а не осознанное игнорирование той опасности, которую эти действия несли. Справедливости ради надо сказать, что ошибки в деятельности средств массовой информации отчасти вызваны недоработками государственных органов, проводящих контртеррористическую операцию, в их взаимодействии со средствами массовой информации. Поэтому мы считаем, что одновременно с изменением законодательства необходимо вести максимально широкую методическую работу среди журналистов, представителей госорганов и силовых структур по согласованной работе в зонах, где складываются экстремальные ситуации.

Мы с уважением относимся к позиции Федерального собрания и поддерживаем стремление обеспечить стабильность общества и его безопасность. В то же время принятые поправки не решат этой задачи.

В журналистском сообществе уже начался процесс самоорганизации, выработки новых цеховых правил и этических норм, регулирующих действия журналистов в чрезвычайных ситуациях. И принятие подобных законодательных актов без учета опыта и мнения средств массовой информации, а тем более без определения конкретного механизма реализации, повлечет за собой существенное замедление и торможение процесса самоорганизации журналистского цеха, приведет к обратному эффекту — к устранению ряда средств массовой информации от объективного освещения событий, а также от освещения ключевых проблем страны с государственных и гражданских позиций.

На наш взгляд, правила поведения журналистского сообщества в чрезвычайных условиях должны быть конкретизированы настолько, насколько это позволяет избежать их двоякого толкования, определять конкретные меры ответственности средств массовой информации, а также устанавливать и правила работы силовых структур со средствами массовой информации в возможных чрезвычайных условиях. При этом необходимо, чтобы такие правила регулировали все экстремальные ситуации, при которых существует реальная угроза жизни людей.

В связи с этим обращаемся к Вам, уважаемый Владимир Владимирович, с просьбой воспользоваться правом вето и предложить всем участникам этого процесса выработать консолидированную позицию и разработать единые правила освещения чрезвычайных ситуаций в средствах массовой информации.


Константин Эрнст (“Первый канал”), Олег Добродеев (ВГТРК), Елена Зелинская (“МедиаСоюз”), Александр Полесицкий (“Европа плюс”), Игорь Малов (“Маяк”), Вячеслав Мостовой (ТВЦ), Алексей Абакумов (“Радио России”), Раф Шакиров (“Газета”), Ирэна Лесневская (“RenTV”), Алексей Венедиктов (“Эхо Москвы”), Андрей Васильев (ИД “Коммерсантъ”), Михаил Комиссар (“Интерфакс”), Алексей Симонов (Фонд защиты гласности), Анатолий Богомолов (Союз журналистов России), Михаил Гусман (ИТАР-ТАСС), Михаил Кожокин (“Известия”), Сергей Архипов (“Русская медиагруппа”), Дмитрий Бирюков (ИД “Семь дней”), Виктор Лошак (“Московские новости”), Павел Гусев (“Московский комсомолец”, Союз журналистов Москвы), Рафаэль Акопов (НТВ), Александр Левин (ТВС), Николай Зятьков (“Аргументы и факты”)”.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру