Живые шахматы Илюмжинова

Перед началом “горячей линии” с Кирсаном Илюмжиновым редакция “МК” поздравила двукратного президента Калмыкии и ФИДЕ с удачной “переэкзаменовкой” осенью прошлого года и вручила ценный подарок. Прямо скажем, звонков было очень много — они не прекратились и тогда, когда наш гость уже летел домой в Элисту. Спрашивали о чем угодно, не только о шахматах.


- Это Кирсан Николаевич?

— Он самый.

— Здравствуйте, меня зовут Ирина. Скажите, как выглядит ваша жена, и берете ли вы ее с собой в зарубежные вояжи?

— Надеюсь, выглядит Динара неплохо... А вот с собой я ее беру редко. В одну из первых моих командировок мы отправились вместе. В Женеве она целый день приводила себя в порядок, чтобы выйти в свет и произвести впечатление: ходила по магазинам, искала модное платье. А когда наконец навела марафет, пора было лететь дальше. И вот “она уже в Париже”... Но и столицу Франции посмотреть не удалось: весь краткий визит тоже ушел на выбор туалетов и духов. Когда Динара подобрала нужное сочетание цветов — костюм, туфли, украшения, выяснилось, что “она уже в Варшаве”... С тех пор мы решили не смешивать деловые поездки с шоп-турами.

— А дети у вас есть?

— Сын Давид. В начальной школе был заядлым шахматистом, а сейчас, когда стукнуло 13, чуть ли не целыми днями гоняет в футбол. Знает о нем все.

— Игорь Курков на проводе. Какой у вас высший шахматный успех?

— Наверное, вы имеете в виду не мои достижения за доской. Я рад, что наконец удалось объединить шахматный мир. Мечтал об этом почти десять лет — с тех пор, как меня избрали президентом ФИДЕ. Особенно приятно, что отныне титул чемпиона планеты будет разыгрываться только под эгидой ФИДЕ. Не исключено, что первым поединком за корону в “обновленном” мире станет долгожданная встреча Каспаров — Крамник.

— Звонит Сергей. Я запутался, кто сейчас чемпион мира — Карпов, Каспаров или Крамник?

— Не угадали. Все три “К” в строю, но ни один из них не чемпион. Поскольку высшим титулом распоряжается ФИДЕ, в данный момент у нас юный шахматный король — 19-летний Руслан Пономарев, выигравший последний чемпионат.

— Это Вячеслав Кашаев говорит. Помню, как Гарри Каспаров много лет выступал против ФИДЕ и против вас лично, а теперь вы с ним чуть ли не закадычные друзья. Скажите честно, вы его купили?

— Если честно, то такую покупку вряд ли бы одобрила моя жена. Да и денег бы никаких не хватило. Дело в другом. Еще со времен Ботвинника так повелось, что советские чемпионы мира, в том числе последний из них, Гарри Каспаров, сами решают все околошахматные проблемы. Однако играть и командовать шахматным парадом — разные вещи, особенно в наше сложное время. В конце концов Каспаров пришел к выводу, что лучше сосредоточить усилия на сицилианской защите, а орг. вопросы, включая проведение чемпионата мира, доверить ФИДЕ. И тогда наше “противостояние” немедленно прекратилось, отношения стали дружескими, какими и были до моего президентства.

— Иван Слюсаренко, шахматист с 70-летним стажем. Когда-то с чемпионами мира все было ясно: Ботвинник, Смыслов, Таль. Теперь же полная чехарда...

— Чехарда скоро прекратится. В прошлом году в Праге было подписано соглашение ФИДЕ с “Эйнштейн групп”, в чьем ведении находится Владимир Крамник. Как раз позавчера в Бухаресте на Президентском совете ФИДЕ мы встречались с “эйнштейновцами” и провели важные переговоры. Вот их итог: с 19 июня по 7 июля в Буэнос-Айресе состоится матч Каспаров — Пономарев, и примерно в те же сроки сыграет вторая пара Крамник — Леко. Победители сразятся осенью в поединке за звание абсолютного чемпиона мира.

— А Каспаров с Пономаревым сыграют не в том ли клубе, где в 1927-м прошел марафон Капабланки с Алехиным? Может быть, и теми же фигурами?

— Вы прямо в точку попали. В этом историческом месте и пройдет матч. А про фигуры пока не знаю. Вдруг за полвека из старого комплекта пропали конь или пешка. Давать фору гроссмейстеры вряд ли согласятся.

— Здравствуйте, я программист, слышал, что матч Каспарова с компьютером провела ФИДЕ?

— Да, и мы собираемся устраивать такие встречи регулярно.

— Но машины уже сравнялись по силе с чемпионами мира. Не опасаетесь, что эти поединки убьют человеческие шахматы?

— При всем желании я не в состоянии остановить научно-технический прогресс. Но еще Ботвинник заметил, что, хотя автомобили обгоняют людей, соревнования на беговой дорожке не потеряли интереса. Кроме того, сражения между роботами и людьми получают дополнительную аудиторию: многих волнует проблема создания искусственного интеллекта. Уверен, что вам по роду деятельности эта сторона тоже интересна.

— Меня зовут Борис Архипцев, я инвалид-колясочник, из дома почти не выхожу. Много лет участвую в конкурсах, а их становится все меньше. Из центральных газет только “МК” публикует позиции. Может быть, ФИДЕ возьмет конкурс под свою опеку?

— Как исчезающий вид? Хорошо, занесем шахматный конкурс “МК” в Красную книгу ФИДЕ.

— Кирсан Николаевич, с вами говорит режиссер Московского театра “Эрмитаж” Александр Ешанов. Мне кажется, пора устроить любителям игры праздник и поставить спектакль “Живые шахматы”. У меня по этому поводу есть ряд интересных идей.

— Что ж, присылайте свои предложения по факсу, обязательно изучим ваш проект.

— Это Катерина, еле-еле дозвонилась. Вы будете смеяться, но Остап Бендер — не только ваш, но и мой любимый герой. Это правда, что в Элисте водружен памятник Бендеру, а его двойник скоро появится и в Рио-де-Жанейро?

— Да, на главной улице Элисты, в микрогородке с характерным названием Нью-Васюки, возведен двухметровый бронзовый памятник О.Бендеру — под мышкой Остап Ибрагимович держит шахматную доску, а в руке коня. А недавно мне, по случаю, удалось прикупить десяток-другой квадратных метров земли на главной набережной Рио-де-Жанейро, города мечты Остапа. И в нем тоже будет красоваться великий комбинатор. Сам Бендер уже в столице Бразилии, разумеется, с 12 стульями, а на торжественную церемонию открытия памятника планируется собрать всех артистов, которые снимались в фильмах про сына турецкоподданного.

— И как риодежанейрцы реагируют на это?

— Сначала сопротивлялись, спрашивали, почему у них на видном месте должен стоять наш революционер. Но когда я объяснил, что это народный гроссмейстер Советского Союза, бразильцы успокоились и даже перевели Ильфа и Петрова на португальский язык.

— Кирсан, здравствуйте, это ваш старый знакомый, племянник Хасима Мангалова. Хочу вас поздравить с переизбранием и спросить про футбол. В прошлом году “Уралан” сильно огорчил. Вы что-нибудь придумали, чтобы исправить положение в новом сезоне?

— Увы, мы возлагали большие надежды на Павлова, но его, наверное, сильно отвлекла подготовка к чемпионату мира в Японии. На этот раз пошли на эксперимент: взяли молодого 33-летнего тренера Игоря Шалимова, бывшего спартаковца. Он восемь лет выступал за границей, в Италии, и захватил с собой итальянских помощников. Посмотрим, что из этого выйдет. Может быть, гости привнесут в нашу команду западный, европейский стиль.

— А приобретение новых футбольных звезд не планируется?

— Пока Шалимов договорился с одним уругвайцем, игроком сборной, и двумя итальянцами, а там видно будет.

— Это Дмитрий. Вы не собираетесь возобновить автогонки, а то в прошлом году их почему-то не было?

— Осенью была горячая пора выборов, и мы пропустили автосезон, но в 2003-м обязательно возобновим. Приглашаю вас! Калмыцкие пески ни в чем не уступают арабским, и я верю, что когда-нибудь марафон Москва — Элиста станет таким же популярным, как знаменитый ралли-рейд Париж—Дакар.

— Иногда хожу в православную церковь Николы в Звонарях, это подворье Пюхтицкого монастыря. И вдруг на мраморной доске среди тех, кто пожертвовал средства на церковь, обнаружила ваше имя. Значит, вы были одним из ее благодетелей. Но вы же не православный, а буддист...

— Знаете, у меня есть теория, кому-то она покажется спорной. Бог один, а Христос, Магомет, Будда — это все его “дети”. Скажу вам, что за десять лет я построил 22 православные церкви, 25 буддистских храмов, один католический костел, одну синагогу и одну мечеть.

— Кирсан Николаевич? Хочу пожаловаться: я не могу найти высокооплачиваемую работу, а в “МК” было анонсировано, что вы откроете тайну, как заработать миллион долларов. Не надо миллион, хотя бы одну тысячу.

— Надеюсь, вы в шахматы играете?

— Немного.

— Хорошо. А компьютером и английским владеете?

— В рамках школьной программы.

— Отлично. Тогда добавьте еще китайский и приходите. Шахматы в Китае бурно развиваются, и нам как раз в ФИДЕ нужен переводчик с китайского. О зарплате не пожалеете.

— Это Николай, типографский работник. Чем объяснить, что вы отсутствуете в списке самых богатых людей на земле?

— Бедность — не порок. Кажется, Стендаль сказал, что люди приходят в этот мир не для того, чтобы быть богатыми, а для того, чтобы быть счастливыми. Если я не окажусь в списке самых счастливых людей, вот тогда расстроюсь. Что же касается богатства, то я, как буддист, отношусь к этому философски: голыми мы пришли в этот мир, голыми и покинем его.

— А буддизм и богатство — вещи совместимые?

— Для буддизма богатство души важнее, чем многозначные цифры на банковском счете.

— Как философ, вы могли бы прожить месяц в бочке?

— В бочке темновато, а я вслепую в шахматы плохо играю. Если уж становиться отшельником, то я бы предпочел монастырь.

— Здравствуйте, это Алексей Иванов говорит. Как вы себя ощущаете в Элисте, где жизнь очень бедная?

— Как и в Нью-Йорке, Париже или Москве. Всюду есть и богатые, и бедные.

— Но у вас большая безработица.

— Три процента — разве это много? К тому же у нас нет задолженностей по пенсиям и зарплатам. Десять лет назад Калмыкия висела на шее у Москвы, а теперь мы вносим в федеральный бюджет кругленькую сумму налогов. Хотите, приведу цифры...

— Спасибо, вы меня убедили.

— Меня зовут Юля, я живу на улице Поклонной по соседству с постпредством Калмыкии. Вы видели, у нас во дворе построили собачью площадку. Теперь собакам есть где гулять, а детям — нет. Не хотели бы вы благоустроить территорию? Я готова прибить табличку и написать, что двор привел в порядок лично Кирсан Илюмжинов.

— Пока вы делились своей проблемой, я уже дал распоряжение. Не волнуйтесь, Юля, летом в нашем дворе будет Париж, и мы будем вместе выходить на прогулки. А на табличке лучше напишите: “Детская площадка. Вход собакам без детей строго запрещен”.

(Не только Юля, многие читатели во время разговора обращались к Илюмжинову с просьбами, предложениями, житейскими проблемами. Звонившие могут не беспокоиться, “все ходы записаны”.)

— Кирсан Николаевич, это Маша Монакова.

— Привет гроссмейстерам!

— Есть такой анекдот. Если женщина говорит “может быть” — это значит “да”; если говорит “нет” — значит “может быть”, а если говорит “да” — значит, это не женщина. А у политиков иначе. Если политик говорит “да” — это значит “может быть”; если говорит “может быть” — значит “нет”, а если говорит “нет” — значит, это не политик.

Так вот: вы политик или не политик?

— Ну и провокационный вопрос вы мне задали, Маша. По вашему анекдоту получается, что я и не женщина, и не политик. Как шахматист я не могу черное называть белым, а белое — черным. Стараюсь, чтобы у меня слова не расходились с делами.

— Спасибо за исчерпывающий ответ.

— Меня зовут Алексей, читал когда-то, что вас обвиняли в шпионаже. Это правда?

— Чистейшая. Когда я учился в МГИМО, один мой сокурсник настучал на меня в КГБ. И на первом же допросе я узнал, что завербован афгано-индийской разведкой. В качестве доказательства мне предъявили фотографию, на которой я играл в шахматы с послом одного из упомянутых государств. В органах, видно, были убеждены, что с дипломатами за шахматной доской встречаются с единственной целью: передать секретную информацию (наверное, новинку в староиндийской защите). А теперь, как президент ФИДЕ, я встречаюсь с шахматистами всех стран, и меня можно обвинить, что я работаю на все разведки мира.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру