О вреде доверия

Нет, ну это опять совсем не то, что нам обещали. Совсем не то.

Вспомните, как еще буквально месяц назад в Багдад летали наши героические депутаты — главным образом большевистского толка — и по возвращении давали пламенные интервью, кипя праведным гневом: “Но пасаран, они не пройдут, американские империалисты завязнут в Ираке, великая страна станет им могилой!” И даже спикер Селезнев с невероятной для государственного человека ненавистью шипел, как масло на сковородке, что у иракцев сотни тысяч автоматов Калашникова, самых лучших в мире, и все они будут стрелять, стрелять и стрелять в американских оккупантов и не сдадутся никогда-никогда-никогда.

Да... Ну и что мы видим теперь? Где “калашниковы”? Где обещанная могила, где прославленная Республиканская гвардия и мистические федаины, одним взглядом останавливающие танки?

Никого нет. Иракская армия толком и не защищала Багдад, все хитрые линии обороны и прочие сюрпризы, о которых так долго говорили большевики, оказались блефом. Впрочем, задумки, может, какие-то и были. Только осуществлять их никто не стал. Сто тысяч гвардейцев предпочли исчезнуть, переодеться в цивильные наряды и слиться с гражданским населением. Правильно, зачем дергаться, если все хорошо и впереди светлое будущее? Не дай бог, еще погибнешь как раз в тот момент, когда открываются наконец широкие перспективы. Пока полиции нет, можно помародерствовать, а скоро и “гуманитарку” подвезут, потом зарубежные инвесторы появятся, рабочие места, зарплаты, рост благосостояния, дети в Америку поедут интегрироваться, будут доллары присылать...

Нет, с защитниками Багдада все как раз понятно. Непонятно другое: почему наши депутаты (и не только депутаты) верили Саддаму и его министрам, когда те обещали невиданное в истории человечества сопротивление?

Неужели наши депутаты (и не только депутаты) настолько глупы, что даже не могут объективно оценить ситуацию и ловятся на дешевые понты? Причем как ловятся — с восторгом! С придыханием и душевным трепетом, как загипнотизированные, повторяют чужие небылицы и сами верят в них — вот что удивительно.

* * *

Чрезвычайная доверчивость — это вообще какая-то национальная особенность русских людей. Порой кажется, они верят практически всему. Любую чушь им расскажи — откроют рот и скажут: “Ну надо же, никогда бы не подумал!”, и чем невероятнее чушь — тем легче ей верят. Скажи, что Алла Пугачева родила президента Путина, когда училась в восьмом классе, — поверят. Будут искать сходство. Скажи, что надо лицо мазать собачьим говном, чтоб не стареть, — поверят, будут мазать и отмечать положительные изменения. Скажи, что всякий сотрудник ФСБ умеет карабкаться по отвесной стене до пятого этажа, цепляясь ногтями и зубами, — поверят, будут ходить искать на стенах следы зубов.

Я, конечно, понимаю, что русским людям обидно такое про себя читать. Но что поделаешь, раз мы так себя зарекомендовали...

Особенно хорошо эту нашу особенность изучили братские народы, с которыми мы раньше жили в семье единой. Изучили и пользуются ею с большим мастерством. Хотя не все, конечно. Белорусы, скажем, не пользуются, но это только потому, что по доверчивости нам не уступают. А Батька их, пожалуй, даже впереди. На полкорпуса опережает средний уровень. Но зато чеченцы отлично пользуются нашей доверчивостью, просто отлично. Сколько раз они уже нас на “ё” — не сосчитать.

Примерно с 92-го года пошла эта мода, когда якобы промосковские чеченцы, выкинутые из Чечни дудаевским кланом, стали в Кремле воду мутить: “Дайте нам танки, дайте нам оружие, дайте нам солдат. Чечня будет встречать нас цветами, потому что Дудаева там все ненавидят, а нас любят”. Ну, и им в Кремле, разумеется, поверили. Как не поверить таким авторитетным людям, если у них старейшины с клюками, тейпы и благородные помыслы в каждом жесте.

Дали им танки. Потом еще пришлось добавить пушки, минометы, самолеты, вертолеты, ракеты, бомбы, снаряды, десант, саперов, минеров, ОМОН, СОБР, спецназ, МВД, ФСБ, МЧС... Цветов, правда, так никто и не видел.

Тем не менее авторитетные люди с благородными помыслами не унимаются — и сейчас продолжают свои на “ё”. А кремлевские товарищи им поддакивают, конечно. Деваться-то уже некуда.

Сопротивление боевиков сломлено, а если они кого взорвут — так это у них просто такая агония. Верите? Верим, а как же. Референдум показал, что вся Чеченская Республика желает жить в России. Верите? Верим, верим. Денег дадите теперь? Дадим, дадим. А говном собачьим мазаться будете? Будем, будем.

Ну и мажьтесь.

* * *

Хорошо, что хоть клятвы иракских авторитетов в Кремле не стали так близко к сердцу принимать. А то бы тоже бросились помогать им биться за правое дело. Вот сейчас смешно было бы.

Собственно, и так смешно. “Единая Россия” митингует возле американского посольства, рвет тельняшку: “Доколе, прекратить войну немедленно, свободу Ираку!”, а в Багдаде в это же самое время освобожденные граждане прут на плечах холодильники и телевизоры, растаскивают магазины и крушат памятники любимому диктатору. И никакой войны, армия сбежала, режим пал — доброе утро, “Единая Россия”, вовремя ты проснулась, выступила с мирными инициативами.

Нет, все мы, конечно, понимаем, дело не в мирных инициативах. Не для того митинг устраивался, чтоб положить войне конец, а для того, чтоб к “Единой России” привлечь внимание избирателей. Вот какая это замечательная партия рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. Как узнает, что в мире несправедливость творится, тут же — чу! Немедленно реагирует митингом.

На этот раз, правда, немедленно не получилось, маленько опоздали, но не беда, бывает. Честно сказать, замечательная партия всегда маленько опаздывает. Инициативы хорошие, но все как-то из нее невпопад выходят, не вовремя и не в кассу. Впрочем, при том уровне доверчивости, какой присущ местному населению, точность попаданий не имеет никакого значения. Мы ведь все равно верим, что “Единая Россия” — наша партия, раз нам так сказали старшие товарищи.

Да, пиаром у нас в стране заниматься — одно удовольствие. В Штатах сложнее. Они вон никак не могут сообразить, чего им наврать про иракское оружие массового уничтожения, ради которого, собственно, вся каша и заварилась. Нет оружия, и все тут. Давеча у них солдаты нашли на какой-то ферме в сарае ржавые бочки с химикатами, так американцы каждые полчаса их по телевизору показывали. Облизывали свою чудесную находку со всех сторон. Но потом все-таки признали, что это, скорее всего, просто удобрения.

А мы бы ни за что не признали. Зачем людей разочаровывать? Обещали им оружие массового уничтожения — вот, пожалуйста, получайте, все по-честному, мы всегда оправдываем ваши ожидания. Еще бы и свои бочки туда подкатили для пущей убедительности: у нас этого добра — как звезд на небе.

Мы бы так сделали, если бы от нас что-то зависело. Но от нас ничего не зависит. И несбывшиеся надежды по поводу яростного сопротивления — их оправдание или неоправдание тоже от нас не зависело. К счастью. Потому что посмотришь сейчас на это просветленное население — как оно вчера еще проклинало американских оккупантов и целовало портретики своего “отца народов”, а сегодня с упоением разграбляет государственное и частное имущество и радостно благодарит оккупантов за предоставленные возможности, — и подумаешь: “Мутная, однако, история”. Хорошо, что мы в нее не ввязались.

Только все равно какой-то неприятный привкус остается. Американцев встречают в Ираке если не с цветами, то, в общем, с радостью, а в Чечне нам так и не удалось этого добиться. Обидно, да?

Эксперты наверняка объяснят этакую неприятность тем, что и ситуация в Ираке совсем иная, и американская армия воюет иначе, и стратегия у них иная, и тактика, и техника, и т.д. и т.п. Но мне кажется, главная причина в другом. Американцев и в Чечне встречали бы с радостью. Потому что когда тебя завоевывает страна успешная, богатая, сильная и состоявшаяся, это одно дело. А когда тебя пытается завоевать государство, которое само у себя не может порядок навести — и запущенные школы там горят в день по одной, и пенсионеров не стесняясь морят голодом, а коррупционеров и жуликов назначают на высшие государственные посты, — это, знаете ли, мало кого вдохновляет.

* * *

Другая причина неприятного привкуса — Россия оказалась в компании проигравших. Американцы в Ирак нас, судя по всему, уже не пустят. Всякое восстановление, нефтедобыча, мелкий и крупный бизнес, которым там занималось множество россиян, — все пролетает мимо. После того как России было предложено внести свой вклад в восстановление Ирака, простив долги, наделанные при Саддаме Хусейне, — ясно стало, что надежд на присутствие в регионе почти не остается.

В дальнейшем все может оказаться еще печальнее. Окрыленные победой, США возьмутся за Сирию и Иран. Реальный интерес начнут представлять для них Грузия и Азербайджан, где удобно разместить военные базы, и в результате Россия окончательно потеряет эти наши исконные зоны интересов.

Можно ли было предотвратить такое развитие событий? Наверное, да. Ведь все было понятно еще до того, как война началась. И, кстати сказать, какие-то шаги предпринимались. Как утверждают некоторые источники, изначально существовало нечто вроде джентльменского соглашения с американской администрацией: мол, Россия официально не будет поддерживать американскую сторону, поскольку, сами понимаете, нашему народу это не понравится, а год как-никак предвыборный. Но мы обещаем, что никаких решающих шагов против вас делать не будем, будем как бы плестись в хвосте антивоенной коалиции, а вы за это обещайте, что в Ираке останутся наши компании.

Казалось, такой договоренности вполне достаточно. Но когда американцы пару недель назад вдруг резко обвинили Россию в поставках оружия в Ирак, стало ясно, что ни о каких договоренностях они знать не знают и ведать не ведают. Победивший забирает все, а всякие там джентльменские соглашения — это из области наших политических фантазий.

Вот опять доверчивость. Снова она нас подвела.

Сложное все-таки это дело — политика. Карабкаться по отвесной стене на зубах и ногтях, наверное, и то проще.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру