Александр Pоднянский: "Oт общего к частному"

Новую кровь российское ТВ получило с Украины. Именно оттуда прибыл в Первопрестольную один из самых успешных мастеров ТВ на постсоветском пространстве — Александр Роднянский. Вверенный ему канал СТС менее чем за год поднялся вплотную к рейтингам известной тройки лидеров. Что такого он показывает телезрителям, против чего невозможно устоять?


— В Москве вам доверили перестройку СТС — удалось воплотить свои идеи?

— Конечно, у меня была и есть идея, связанная с СТС. Ее воплощение рассчитано на несколько лет. Я надеюсь найти альтернативу политически ангажированному современному информационному телевидению. При этом я против того, чтобы канал занимал какую-то нишу, например ту, что называют развлекательно-молодежным телевидением. СТС просто обслуживает то, что происходит в общественной жизни, — переход в сознании очень многих людей к ощущению приоритета частной жизни.

— И каковы результаты этого обслуживания?

— Самое приятное в результатах — это цифры. Здесь все замечательно. По отношению к прошлому году мы выросли на 50%. Мы планировали только через три года выйти на 10% аудитории по России, а у нас уже несколько месяцев — почти полгода — этот показатель не падает ниже девяти. В отдельные дни мы обыгрываем НТВ и выходим на третье место. Впервые за историю СТС мы выиграли праздники. С 1 по 11 мая у нас доля была выше средней, выше 10%. Во всех странах мира это уже высшая лига.

— А что самое неприятное?

— Из неприятного — это не получившиеся проекты и разочарования в некоторых форматах, на которые я рассчитывал. Мне, например, казалось, что проекты, связанные с реальностями жизни, могут принести убедительные результаты, а оказалось — нет. Аудитория, которая нас, СТС, смотрит, — смотрит сквозь это. Может быть, нашей аудитории и нужно содержательное ТВ, но с элементами сказки. И в этом нет ничего удивительного: в кинотеатрах всего мира первые строчки абсолютно всех зрительских успехов занимают сказки — “Гарри Поттер”, “Властелин колец”, “Матрица”, “Терминатор”... Мистика, сказка, фэнтези, виртуальная жизнь — нужно только дать зрителю почувствовать возможность существования параллельного мира, возможность другой жизни.

— У СТС есть такая сказка?

— Весь СТС должен стать “сказкой для взрослых и детей”. Взять хотя бы единственный западный сериал, который имеет успех в России, — это “Зачарованные”, идущие в эфире СТС. Я считаю, что секрет его успеха в том, что три очаровательные красотки в нем не только живут привычной голливудской жизнью, а в то же время еще и... колдуют. У этого сериала совершенно невероятные показатели. Смотрят его не только дети, но и вполне взрослые люди. Цифры сопоставимы с результатами сериалов “На углу, у Патриарших”, “Улица разбитых фонарей” и т.д.

— “Сказочная Телевизионная Сеть” — так теперь можно перевести название вашего канала?..

— От нас ждут не только сказки, но и ощущения выходного дня. Знаете, когда вы просыпаетесь утром в субботу или воскресенье, включаете телевизор и совсем не хотите, чтобы вас кто-нибудь разочаровал или испортил настроение...

— Говорят, что все телевизионщики беспринципные, главное — рейтинг. У вас, значит, есть принципы?

— Мне лично важны два момента. На СТС не может быть передачи, которую не могли бы смотреть дети. Даже если мы делаем что-то для взрослых, мы обязаны иметь в виду то, что нас смотрят и дети. И второе — мы не можем быть обыденными. Нужно искать совершенно другие подходы. Что касается рейтинга — я далеко не всегда хочу идти у аудитории на поводу.

— Ой ли?..

— Проще было бы делать ТВ на скандально-скабрезных материалах. Но если делать его так примитивно — никакие цифры рейтингов извинением для такого телевидения не будут. Напомню, что СТС, а не кто-то другой отказался и от “Окон”, и от “Большого Куша”.

— А на чем, по-вашему, нужно зарабатывать рейтинг?

— На программах вроде “Самый умный”, “О.С.П.”, “Истории в деталях”, на собственных разнообразных сериалах. У нас начиная с сентября — премьерная линейка очень приличных сериалов. Уже готово несколько десятков серий: по романам Донцовой, Вайнера...

— Идеи построения СТС вы заимствуете на Западе?

— СТС — один из очень немногих каналов, который вышел не из прошлой жизни, он принципиально несоветский. Такого канала не могло существовать в Советском Союзе. Совершенно другой характер, образ, стиль и запах жизни. Он призывает ценить жизнь каждого человека в ее деталях и подробностях. В этом СТС похож на многие западные каналы.

— И что же, вам ничего из опыта советского Центрального телевидения не пригодилось?

— Ничего. Разве что постоянная линейка фильмов в 21.00 — “в ответ” на традиционную программу “Время”. Мы делаем скорее стеб, связанный с советским Центральным телевидением. Когда я начинал на СТС, меня все время подозревали в том, что получится аналог НТВ. Появятся новости, и потом мы бахнем под выборы и начнем кого-то зачем-то раскручивать или наоборот. А на самом деле мне интереснее фабрика грез — вроде той, что якобы уже сделала американцев счастливыми людьми. Что касается западных аналогов, то мне, конечно, интересен опыт частных каналов, которые в своих странах, как правило, очень успешны. Все эти каналы настроены на то, что у них называется английским словом “интертеймент”. У нас его неудачно и неполно переводят как “развлекательный”. На самом деле “интертеймент” в понимании западного человека много шире. Это не только и не столько приятное времяпровождение, близкое к безделью. Это — и все то, где затрачиваются человеческие эмоции, чувства, инстинкты, интересы... — пространство жизни. Когда Эйнштейн размышлял о физике — это, если хотите, интертеймент. Когда играют в шахматы, музыку сочиняют — это интертеймент. Кто-то на этом еще и зарабатывает хорошие деньги.

— Но в России считается, что ТВ может заработать хорошие деньги только на политическом влиянии...

— Вот и нет — некоторые метровые каналы в долгах, а СТС уже приносит прибыль своим акционерам.

— Рейтинг СТС падает, когда начинается программа “Время”?

— Наоборот, поднимается. Вы же далеко не всегда, приходя домой, начинаете немедленно читать газеты. Вы поговорите с ребенком или пойдете в спортзал. Вам нравится ощущение частной жизни, в которую никто не вмешивается. СТС не вмешивается — мы защитники интересов частной жизни, поэтому нас смотрят.

— Кто смотрит вас? Изучаете ли вы аудиторию?

— Я думаю, что все те, кто встроился в современную жизнь. Кто далек от рефлексии и ностальгии по замечательному былому периоду жизни. Наш зритель включает ТВ для того, чтобы отвлечься от катастроф и лиц преступников, посмеяться и вообще получить удовольствие.

— Способы доставлять удовольствие все время ведь изобретаются новые...

— Да, и за этим нужно следить. Ведь были когда-то всемирно успешные сериалы “Беверли-Хиллз”, “Мелроуз плейс” и пр. На каком-то определенном этапе они себя исчерпали. С другой стороны, всегда был популярен жанр, построенный на успехе комиксов (“Супермен”, некая фантастика, персонажи, скрывающиеся под личиной обычных людей, в любую секунду готовых спасти мир). Когда кому-то пришло в голову объединить эти два жанра, появились “Зачарованные”, “Тайны Смолвиля” и др. У нас к такому в массе не привыкли. А вот аудитория СТС уже готова к восприятию, и мы с успехом показываем ей такие сериалы.

— Какова, по-вашему, роль телезвезд, они есть на СТС?

— Я считаю, что на СТС состоялись Тина Канделаки и Федор Бондарчук, причем вне зависимости от того, что они ведут. Нравится, что и как делает Стрельников, хотя потребовалось время, чтобы аудитория к нему привыкла. Нравится то, что делает “О.С.П.”. Необычайно интересные люди к нам приходят уже и с других каналов — Сергей Майоров и Артур Валеев с их “Историей в деталях” и замечательной командой.

— Долго вы еще собираетесь заниматься телевидением и какая у вас сверхзадача?

— Хочется добиться того, чтобы из российского телевизионного канала впервые получился успешный международный бизнес-проект, уважаемый коллегами далеко за пределами России. Чтобы акции СТС ценились на любом рынке ценных бумаг — от Нью-Йорка до Франкфурта. И главное, хочется построить оптимистичный, увлекательный, ироничный телевизионный мир, способный изменить и украсить мир подлинный.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру