10 лет не Моссовет

О Мосгордуме знает далеко не каждый москвич, а назвать своего депутата могут и вовсе избранные. Меж тем 10 января столичный парламент, пришедший на смену старому доброму Моссовету, отметил десятилетие. За это время мандаты и значки носили в общей сложности 69 депутатов. Они перевели километры бумаги и проездили цистерны бензина. “Оккупировали” два здания в центре города и все еще мечтают о расширении владений. Отменили и вновь вернули собственную неприкосновенность, но так и не приняли закон о порядке своего отзыва...

На днях Мосгордума подвела итоги славного депутатского пути. А “МК” решил слегка приоткрыть занавес славы.

Голый пистолет

К работе парламентарии приступили 10 января 1994 года, и теперь эта дата вошла в историю. Можно предположить, что первые выборы депутатов Мосгордумы были самыми честными: по крайней мере, о т.н. списке мэра (перечне кандидатур, негласно поддерживаемых исполнительной властью) тогда не говорили. Но кто знает, может, в этом списке и есть резон. Ведь по сравнению с остальными первый состав гордумы был самым криминализированным. О депутатах того времени ходили легенды, а их имена нередко мелькали в криминальной хронике.

Дело, возбужденное против депутата первого созыва Светланы Журавлевой, было первым в среде московских парламентариев.

Коллеги вспоминают Журавлеву как начитанного человека: на заседания она приходила с ворохом газет и не отрывалась от них, даже когда обсуждали важные законы. Скорее всего в ее библиотеке была и книга “12 стульев”. По крайней мере, завет О.Бендера — на детей всегда дадут — дама знала прекрасно. Перед выборами она заняла большую сумму денег под фонд помощи детям “Счастливое детство”. А после выборов фонд пропал, как и деньги. Кредиторы пытались разобраться “по понятиям”: гражданку поймали зимой на безлюдном шоссе, отняли “БМВ”, шубу и драгоценности. Правоохранительные органы возбудили против Журавлевой уголовное дело. Однако в 1994 году гражданка отправилась в Америку с делегацией Думы и... отстала от группы. Там она заполучила статус беженца. Остается добавить, что в Мосгордуме Журавлева входила в состав комиссии по экономической реформе, а также контролировала использование нежилого фонда. Недавно, между прочим, дама приезжала в Москву. Поскольку инкриминируемое ей деяние попало под амнистию, она теперь может вернуть себе трудовую книжку.

А вот депутат Станков пытался легализовать в Москве проституцию. Мечтал о том времени, когда дома терпимости работали бы по принципу супермаркетов: деньги за услуги надо было бы отдавать в кассу и получать чек, а каждая продажная женщина имела бы трудовую книжку. Конечно, этот закон не приняли, зато скандал был нешуточный. Поговаривали, что этот закон лоббировали криминальные элементы, “крышующие” в столице работу “ночных бабочек”. Но это не единственный скандал, связанный с депутатом. Станков создал в Мосгордуме комиссию по борьбе с коррупцией и оргпреступностью и удостоил ее членов удостоверениями на право ношения оружия. Потом эти “ксивы” почему-то находили у криминальных авторитетов. А у самого Станкова при обыске нашли оружие. Но тогда он уже перестал быть депутатом и лишился неприкосновенности...

Кстати о неприкосновенности. Еще недавно для обыска, ареста, возбуждения уголовного дела депутата Гордумы требовалось согласие его коллег. Эту норму отменили, успев воспользоваться ею только однажды — когда перспектива предстать перед законом замаячила перед депутатом Прошечкиным. В день выборов он влетел в кабинет префекта Западного округа Москвы и начал буянить. Префект приказал выставить дебошира. Потом, как рассказывают охранники, Прошечкин выхватил пистолет и забаррикадировался в женском сортире (сам Прошечкин говорит, что пистолет был газовым, а туалет мужским, и зашел он туда пописать). Депутаты на всякий случай отстояли честь коллеги, но для себя так и не решили: то ли и вправду Прошечкин был в ударе (а он, говорят, дружил с зеленым змием), то ли префект гад такой?

Недавно депутаты объявили, что перекроют доступ криминальным элементам в депутатский корпус Москвы. Ой ли?

Гремя скандалами

Во втором составе Мосгордумы скандалов, связанных с криминалом, почти не было, что и немудрено. Ведь в этот раз, как говорят, примерно две трети депутатов прошли в Думу по списку мэра. Впрочем, и он не смог спасти Думу от одиозных персонажей.

Депутат Московченко что ни день делал сенсационные заявления (типа: “из-за того, что потревожили захоронения монашек на Манежной площади, прогремел взрыв”) или попадал в переделки. Как-то раз он ехал по темной проселочной дороге, неожиданно из-за поворота выехала крутая иномарка, оттуда вышли не менее крутые люди (по словам Московченко — избиратели) и со словами “ты ответишь за все” повредили депутату челюсть.

А потом, когда слуга народа решил узнать, кто из московских чиновников категории “А” (министры правительства Москвы и депутаты) привлекался к уголовной ответственности, выяснил, что такой человек один: сам Николай Московченко (еще до выборов он побил прокурора).

Его отношения с Юрием Лужковым были не менее странными, чем с “избирателями”. Так, всю предвыборную кампанию Московченко кичился фотографией со своей дочкой и мэром, которого называл по-свойски — крестным (Лужков и вправду стал крестным отцом дочери депутата). Но потом Московченко из-за ссор с московскими чиновниками и мэром из списка последнего исключили. Как и экс-депутата Широкова.

Последнего даже прозвали Шариковым — за законопроект о животных, который Дума так и не приняла. С этим депутатом связан даже один сексуальный скандал. Как-то в одном популярном журнале появилось фото похожего на него мужчины, нежно держащего за руку симпатичную даму. Потом в Думу пришла мама депутата с обвинениями других симпатичных дам в грязных домогательствах ее сына. А вот жена депутата, сотрудница аппарата Думы, после этого случая похорошела.

Среди одиозных личностей того времени стоит выделить депутата Алевтину Никитину. Она умудрилась стать слугой народа дважды, но в своей приемной практически не появлялась. Годами ее не видели и на заседаниях. Что, в общем, не странно: г-жа Никитина жила в Америке. Раз в несколько лет она приезжала в Москву, чтобы получить зарплату, и возвращалась в Штаты. Явилась в столицу перед выборами во второй созыв, надарила избирателям тренажеров и... победила.

Депутатов, которые откровенно “динамили” заседания, во втором созыве было немало. Например, г-н Соловьев, который посещал Думу по большим праздникам, зато организовал в ней некий совет по борьбе с коррупцией среди чиновников, чем изрядно удивил Петровку, 38.

Не обходилось в той Думе и без конфликтов. Так, депутат Олег Бочаров создал оппозиционную группу “Россия”. Бунт на корабле быстро сошел на нет, но с тех пор Бочаров и спикер Платонов, мягко говоря, не пылают любовью друг к другу.

А после того как Мосгордума лишилась двух депутатов, было решено провести довыборы, и случилось невероятное. Выборы на 18 участках были признаны судом недействительными, а в Марьине — сфальсифицированными (тогда в системе ГАС-выборы оказались совсем не те данные, которые были в протоколах избирательных комиссий), по поводу чего возбудили уголовное дело. Так Мосгордума осталась без двух депутатов до следующих выборов. И к ним власти подготовились основательно.

Женитьба Бочарова

Самая большая загадка выборов Думы третьего созыва заключается в том, что в нее попали только те, кто был включен в негласный “список четырех” (он заменил список мэра). Это был список четырех партий, заключивших “водяное перемирие” и согласовавших меж собой кандидатов. “МК” опубликовал его за несколько дней до выборов, так что сравнить результаты с оригиналом было легко — 34 из 35 депутатов оказались ставленниками тандема “Единства” и “Отечества”. Некоторые непрошедшие кандидаты до сих пор пытаются доказать фальсификацию в выборах-2001. Но найти правды в московских судах не могут. Например, Владимир Костюченко никак не может доказать, что 6635 избирателей в округе, где он баллотировался, просто исключили из списков. В прокуратуре ему сказали, что за период выборов они, видимо, умерли.

Мосгордума третьего созыва прославилась еще и тем, что депутаты наградили самих себя памятными значками “за “Норд-Ост”. Кроме того, на ее долю выпали большие политические скандалы. Так, несколько депутатов, включая Платонова, демонстративно вышли из СПС, а перед последними выборами в Госдуму стало известно, что многие из них подались в “Единство”.

Из новичков, попавших в Мосгордуму в 2001 году, можно выделить депутата Турту. На что живет бывший гендиректор “отличной компании “Хопер Инвест”, а ныне городской депутат, неясно. Всю зарплату он отдает на благотворительность: наверное, замаливает грехи перед вкладчиками.

Депутат Портнова придумала создать в Думе комиссию по этике. Предполагалось, что на ней будут устраивать товарищеские суды над хулиганами и нарушителями дисциплины. Идея депутатам не понравилась, а жаль. Поступков, которые могли бы стать предметом обсуждения, немало. Взять хотя бы скандал с вице-спикером Думы Бочаровым.

— Неужели и вправду хочет? — подумали дамы, узнав, что тяжелая работа не помешала сыграть Бочарову роль бандюги в фильме “Хочу в тюрьму”. Оказалось — нет. Депутат хочет... жениться. В ноябре он безбожно нарушил собственный же закон о тишине. И теперь в Думе только и разговоров, что о его шумной свадьбе. Женской половине законодательного органа не терпится узнать, второй это или третий брак. Достоверно известно лишь то, что слуга народа оставил жену и двоих детей ради молоденькой модели Маши. И подарил ей свадьбу, которую никогда не забудут недоброжелатели.

Депутат купил спектакль театра Маяковского “Женитьба”, перевез труппу в арендованный сад “Эрмитаж” и на пару с невестой сыграл в спектакле главные роли (остальные достались Светлане Немоляевой, Игорю Костолевскому, Александру Лазареву и т.д.). В приглашениях на свадьбу жених скромно упомянул, что авторство сценария принадлежит Николаю Гоголю и Олегу Бочарову (последний изменил концовку: свадьба должна была состояться).

Вроде бы только сценарий праздника обошелся жениху в 30 тысяч долларов. А еще были ресторан, теплоход “Боярин”, где новобрачные расписались, фейерверк, сам сад, театральная труппа, шатер, через который гости шли из сада в ресторан... Медовый месяц молодоженам омрачили лишь гнусные публикации, где журналисты подсчитывали, сколько денег у скромного московского депутата и откуда он их берет.

Худой, еще худее

В Мосгордуме, как и в любом коллективе, есть своя мода и свои выражения. Коронным словом депутатов является частица “ли”: а не думаете ли вы, коллега?.. а не принять ли этот закон?.. а не выпить ли пивка?.. — и т.д. Иногда парламентарии используют и ненормативную лексику (здесь ее называют непарламентскими выражениями). Но нечасто — так, во время футбола или в курилках. Особенно уважает ее депутат Гончаров. Когда он идет по коридору, эхом слышится “ять”, “мать” и т.д.

А что касается моды, то в последнее время у депутатов стало модным худеть. Первым пример подал депутат Москвин-Тарханов, который легко скинул 40 кг и теперь со свистом вываливается из своих костюмов. Возможно, до этого его довела борьба с блудом, который процветает в одном из стриптиз-клубов в центре города: депутат чуть ли не лично закрашивал витрину с голыми мужиками.

Как бы то ни было, его эстафету подхватил депутат Лактионов, который тоже сбросил десяток-другой килограммов.

Впрочем, своими секретами похудевшие мужчины в отличие от женщин не делятся. Например, депутат Рукина побывала в одном санатории, где ее почти не кормили. В этой, язык не поворачивается сказать, лечебной диете совмещено несколько методик: и раздельное питание, и по группам крови. Чудо-санаторий по примеру Рукиной уже посетили несколько мосгордам, а сама Рукина провела слушание о здоровом питании, куда пригласила диетолога, который взвешивал всех желающих и определял процент жира в организме.

Кроме того, есть в Мосгордуме депутаты, которые не курят сами и другим не дают. (Например, депутат Ковалевский считает курение делом греховным.) Их велением в здании закрыты все курилки, и сотрудники аппарата вынуждены смолить тайком, в бумажку. Несколько лет назад никотиноборцы пытались даже принять закон о запрете курения во всех общественных местах, но у них ничего не вышло.

Зато зеленого змия многие московские парламентарии уважают (видимо, за родство со змием, изображенным на гербе Москвы). Дни рождения и прочие знаменательные даты не проходят всухую. Депутатов у нас 35, и поводы выпить у них случаются уж точно не реже раза в месяц.

Правда, может быть, в будущей Думе будет уже 70 депутатов. Такая идея витает в воздухе. Кстати, слуги народа обходятся нам недешево: получается, что со всеми потрохами один слуга народа стоит налогоплательщикам почти 12 млн. рублей в год.

Остается добавить, что за 10 лет работы Мосгордума приняла 460 законов и более 2 тысяч постановлений. Правда, львиную долю законов проинициировал мэр, что дает недоброжелателям основания называть Мосгордуму карманной.

Впрочем, это еще цветочки. Есть и такие, кто зовет ее Мосдурдумой. И, вероятно, у них есть на это причины. Как есть они и у тех, кто в эти дни от всей души поздравляет столичных парламентариев с юбилеем. “МК”, конечно, среди последних. Не любить наших замечательных депутатов так же невозможно, как не писать о них.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру