Киприотская ситуация

Говорят, что именно на Кипре из пены морской вышла Афродита — богиня любви. А вот из плана объединения острова генсека ООН Кофи Аннана, судя по всему, ничего хорошего пока не выходит. На предстоящем 24 апреля референдуме киприоты, судя по всему, будут голосовать против этого опуса из 800 страниц, разработанного в ООН.


Кипр был разделен в 1974 году, когда группа греческих офицеров, сторонников афинской хунты “черных полковников”, начала в Никосии военный переворот под лозунгом “эносиса” — националистической идеи объединения греков. Уже дышавшей на ладан хунте позарез была нужна маленькая победоносная война. Кстати, много лет спустя стало известно, что к поражению путчистов приложили руки и советские спецслужбы. Служба внешней разведки недавно рассекретила информацию о том, что именно ею через своих агентов в Никосии по радио было передано обращение архиепископа Макариоса с призывом дать путчистам отпор.

Однако путчем воспользовалась и Турция. Под предлогом защиты турецкого меньшинства она высадила на севере свои войска. В итоге Кипр был разделен т.н. “зеленой линией”, которую охраняют войска ООН. Позднее на севере острова была провозглашена республика Северного Кипра, не признанная никем, кроме Турции. Переговоры по объединению идут уже 30 лет, но без результата. Провалился и последний раунд под эгидой ООН в Швейцарии. После этого было решено вынести план объединения на референдум. С ним надо спешить, потому что 1 мая Кипр должен вступить в ЕС, а туда не принимают страны с территориальными проблемами.

Однако киприотам план Аннана очень не нравится. Греки-киприоты недовольны тем, что в сенате острова обе общины будут представлены поровну, хотя греков на Кипре гораздо больше (78% против 18%). А вот турки-киприоты будут, судя по опросам, голосовать “за”. Они живут куда хуже, чем греки, а потому очень хотят в ЕС.

За кулисами на Никосию и Афины оказывают сильнейшее давление. Повлиять на Никосию пытались в Совбезе ООН, где по инициативе США и Англии была внесена резолюция, направленная на увеличение контингента войск ООН на Кипре, если обе общины проголосуют за объединение. Однако тут свое веское слово сказала Россия. Наша делегация наложила на резолюцию вето, впервые за последние 10 лет воспользовавшись этим правом. “Мы считаем, — заявил представитель России, — что референдум должен пройти свободно, без вмешательства извне”.


Ситуацию вокруг Кипра прокомментировал “МК” руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, доктор исторических наук Алексей АРБАТОВ.

— В минувшую среду Россия заблокировала принятие в Совбезе ООН британско-американской резолюции по Кипру. Чем, на ваш взгляд, продиктована столь жесткая позиция нашей дипломатии?

— Объяснение соответствует действительности: резолюция СБ ООН стала бы сильным фактором давления на население Кипра в ходе референдума 24 апреля.

— Большинство греков-киприотов отвергают план Генсека ООН Кофи Аннана. Что их не устраивает конкретно?

— То, что сохраняется военное присутствие Турции в северной части Кипра. Вопросы возвращения собственности, отнятой турками 30 лет назад у греков-киприотов, не решаются. В случае принятия плана граница будет открыта, но фактически только в одном направлении — с севера на юг острова. Понятно, что турки-киприоты тут же хлынут на благополучный в экономическом плане юг, где значительно выше уровень жизни. С другой стороны, грекам-киприотам ехать на разоренный север нет никакого резона: недвижимость им никто возвращать не собирается. Предлагаемый план ООН в случае его реализации приведет к одному: весь Кипр попадет под значительный контроль Турции, чего, разумеется, не хочет греческое большинство.

— При любом исходе референдума с 1 мая Республика Кипр будет принята в ЕС. Как это повлияет на российско-кипрские отношения?

— Думаю, что членство Кипра в ЕС не осложнит наши отношения. Конечно, возникнут некоторые вопросы, связанные с российскими инвестициями, потому что до 1 мая на Кипре был очень благоприятный инвестиционный режим для иностранного капитала. Но это скорее технические вопросы, так же вполне решаемые, как и визовые проблемы. Россия заинтересована в том, чтобы Республика Кипр стала полноценным членом Европейского союза. Альтернативой может быть только Кипр под контролем Турции, но ни с политической, ни с экономической точки зрения у России нет оснований желать этого.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру