Эксперты уверяют, что сегодня торговля людьми — даже более прибыльный бизнес, чем наркоторговля. И пока разница в уровне жизни в разных странах будет сохраняться, до тех пор будут процветать фирмы, обещающие нелегалам проезд, работу и кров за рубежом. Ни одна спецслужба в мире не может справиться с наплывом людей, ищущих лучшей доли.
Этот материал предназначен для тех, кто еще только собирается отправиться в путь. Мы надеемся, что печальные исповеди бывших сексуальных рабынь и советы наших экспертов помогут им избежать трагической ошибки.
ТОВАР
Жанна (20 лет):
“В Омске я познакомилась с парнем, и он предложил уехать с ним в Узбекистан. Говорил: “Там у тебя будет много денег, будешь жить шикарно, все будет только для тебя”. Родители мало внимания обращали на меня… Я согласилась. Он спрятал меня в кузове машины и так провез в Узбекистан. Уже на месте мы пришли в какой-то дом. Мой парень познакомил меня с молодым человеком, Мишей, и сказал, что я буду на него работать. Я заплакала, он меня сильно ударил.
В том доме я мыла посуду и убиралась. Приходилось очень тяжело — в доме было много комнат, всегда ночевало много людей. Миша, если находил где-нибудь пыль, жестоко наказывал — уводил в какой-то сарай и бил плетками. Денег никаких не платили. Со мной жили несколько девочек из России. Часто в тот дом приходили друзья Миши, насиловали девчонок.
Однажды, когда я убиралась в доме, нечаянно разбила красивую вазу. Меня сильно побили палками и отправили на помидорные плантации. Кроме меня там работали еще две девушки, а следил за нами мужчина лет 40. Мы питались только водой и лепешками. Иногда ели созревшие помидоры, когда охранник отворачивался. Однажды я договорилась с одной девушкой, чтобы она меня ботвой закидала от помидоров. Мне повезло: охранник был очень пьян и не заметил, сколько человек ушло с поля. Я бежала всю ночь и утром вышла на трассу. Вдалеке увидела машины дальнобойщиков и пошла к этим “КамАЗам”. Там было очень много пожилых мужчин. Я подошла к одному из них и сказала: “Вы не могли бы меня довезти до Омска?” Он сказал: “У тебя денег не хватит”. А потом добавил: “Если у нас будет с тобой связь, ты поняла какая…” Ну, мне ничего не оставалось делать, как согласиться и поехать с ним. До Омска я добиралась на машинах тоже за секс. Когда я приехала домой, отец даже не поверил своим глазам, ведь прошел целый год! Он заплакал и просто обнял меня…”
Маша (28 лет):
“Я преподаватель хореографии и современных танцев. Когда переехала с мамой и сыном из Владивостока в Питер, долго не могла найти работу. Из рекламы я узнала, что в США приглашаются девушки-танцовщицы в кордебалет. Обещали $1000. Если честно, я догадывалась, что рискую. Но мне так надоела эта безысходность!
Сразу по приезде в Нью-Йорк хозяева “отымели” меня втроем, потом всю ночь проревела. “Бизнес” держала большая азербайджанская семья. Руслан в основном привозил девушек из России. Другие охраняли. Главным был некий Тофик. Мне сказали, что единственная работа, которая есть, — стриптиз. Но было понятно, что одним стриптизом здесь не отделаешься. Было сказано, что пока не отработаю деньги за билет, уехать обратно не смогу. Я согласилась делать все добровольно — очень боялась насилия…
За день бывало от 5 до 10 клиентов, а еще друзья хозяев. Старалась есть, спать и не думать о том, что происходит. Мечтала: приеду, куплю квартиру, обставлю ее. Но иногда становилось так противно, что я покупала водку и вырубалась.
Получала я очень мало, хозяева вычитали почти все за питание и проживание. Выехала я по туристической визе. И, естественно, хозяин этим меня и держал.
Однажды Руслан привез двух девчонок с Украины. Одна стала угрожать полицией... То, что с ними потом сделали, — это ужасно. Их не просто насиловали, над ними издевались, вставляли разные предметы, одной выбили зубы, чтобы не кусалась. Это было ужасно. Но они у нас не остались, их увезли.
За время пребывания в Америке 3 раза делала аборт. Уже через неделю начинала работать. В конце концов я не выдержала всех издевательств и сдалась полиции. Сначала сидела в участке. Потом в тюрьме — меня депортировали из страны через две недели.
Хотя там тоже все схвачено. У полиции есть что-то вроде соглашения с борделями, массажными салонами и другими заведениями. В этом я уверена. К нам ходило довольно много мужчин, думаю, полиция все знала, просто закрывала глаза”.
Света (30 лет):
“В 1992 году я приехала в Москву, поступила в Институт молодежи. Однажды в общежитие приехали какие-то иностранцы и прямо в холле провели “осмотр” желающих поехать на работу в Японию танцовщицами и на консумацию. Отобрали человек 15 или 20, но танцевать никто не умел. Месяц нас бесплатно учили. Как выяснилось, заниматься стриптизом… О том, что секс будет, речи не шло. Я была уверена, что смогу отвертеться... Не вышло. Я танцевала, но только перед клиентом в каморке. Сбежать было нельзя: денег нет, документов нет. К тому же стоило вспомнить про дом, как тут же — нож к горлу… С нами все время кто-то был, одних не выпускали. Как суперзвезды — всегда под охраной.
Мы приходили в “клуб” часам к 7—8. А там уж “до последнего”. Просто тяжело, с утра до вечера одно и то же. Как робот. Встал — в клуб — в койку — спать. За ночь обычно приходили 3—4 человека, а однажды 5 сразу… Бывали постоянные клиенты, но никакой душевности или разговоров. Было несколько чистеньких, воспитанных — а в основном тупые, кошмар. Я мужчин как собак воспринимала. Когда не садист какой — и то счастье.
Деньги все отдавали хозяину. Еще давали чаевые, но только нам не очень-то перепадало… Обещали выплатить, когда мы домой поедем. Мне при расчете отдали только “штуку” баксов. И на том спасибо — хоть не изуродовали.
Мы ехали на 3—6 месяцев, все по-разному договаривались. А продержали нас целых 8! Я слышала, что клиентам хотелось уже новых девочек.
Нам выдали билеты, паспорта, деньги (чтобы не скандалили) и отвезли к самолету. Обидно, что так Японию и не посмотрела. Но, видно, не судьба. Больше никогда в жизни не подумаю туда ехать. Ненавижу”.
ДЕНЬГИ
Торговля людьми считается одним из самых выгодных видов преступного бизнеса. Ежегодно по всему миру от 700 тысяч до двух миллионов женщин вывозят за границу для занятий проституцией. По самым скромным подсчетам, мировая работорговля приносит около 7 миллиардов долларов в год. Огромная доля этих заработков приходится на “секс-индустрию”. У торговцев живым товаром очень разветвленная структура бизнеса — одни вербуют, другие готовят документы на выезд, третьи занимаются перевозкой, передачей и укрывательством рабов.
Елена МИЗУЛИНА, постоянный представитель Государственной думы в Конституционном суде:
“Серьезно заниматься проблемой продажи людей мы начали только два года назад. Многие тогда считали, что тема надуманна. Но оказалось, что мы уже опоздали…
Торговля “живым товаром” весьма прибыльна: наркотики можно продать только один раз, а рабов используют постоянно. К тому же жертва сама заработает себе на хлеб. Одна девочка-стриптизерша в Америке за месяц приносит $25 тысяч. Пять девушек — и ты миллионер!
Как правило, жертвами становятся красивые, стройные девушки. Обязательным условием является наличие семьи — родителей, братьев-сестер или маленьких детей, для которых нужны деньги. Именно чувство любви к родным и эксплуатируют вербовщики. Поэтому выявить случаи торговли людьми очень тяжело, ведь предметом шантажа становится семья”.
Борис ГАВРИЛОВ, зам. начальника Следственного комитета при МВД РФ:
“Наказание за торговлю людьми появилось в РФ только в декабре прошлого года. Теперь за использование рабского труда или продажу человека можно получить до 15 лет лишения свободы. За три месяца мы рассмотрели десятки подобных дел: в Кабардино-Балкарии осуждены 9 человек, которые по поддельным документам продавали приютских детей в Израиль. Во Владимирском суде рассматривается дело преступной группы, которая нелегально вывезла в Таиланд 50 девушек. Нам удалось вернуть только половину жертв. По опыту знаю, что сложнее всего вернуться женщинам из борделей ОАЭ: законодательство Эмиратов наказывает за торговлю людьми, но полиция чаще всего закрывает глаза на подобные факты”.
Елена ТЮРЮКАНОВА, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН:
“Торговля женщинами и девушками в России если не набирает обороты, так уж точно не снижает темпов. Если раньше вербовали в основном в крупных городах, то сейчас преступники переместились в глубинку.
В этом году группа социологов опросила 13 российских женщин, вывезенных за границу и принужденных там к проституции. Мы получили следующий портрет жертвы: возраст пострадавших — от 16 до 28 лет. Родители девушек — люди бедные или небогатые, часто страдающие алкоголизмом. Все женщины были не замужем либо разведены, несколько из них имели маленьких детей. До миграции большинство получило среднее и среднее специальное образование — повар, швея, портниха, продавец-кассир, преподаватель хореографии. Некоторые девушки работали по специальности, кто-то занимался проституцией или торговал на рынке.
Причин, по которым девушки отправлялись за границу, оказалось несколько. Во-первых, это бедность. Во-вторых, женщин на поиски приключений за границей толкает банальный авантюризм, желание посмотреть мир и заработать легкие деньги. И третье: почти каждая девушка, попадая за рубеж, мечтает выйти замуж. Мол, где здесь, среди наших, мужа себе найти, а там обязательно встречу принца”.
Как распознать фирму-“оборотня”?
Нужно более тщательно подойти к выбору фирмы, через которую вы устраиваетесь на работу за рубежом. У компании должна быть лицензия на “осуществление трудоустройства граждан РФ за пределами РФ”, которую выдает федеральная миграционная служба (ФМС) МВД. Можно позвонить в ФМС и узнать о фирме. Других способов выяснить благонадежность компаний просто нет.
Кроме того, перед отъездом за рубеж стоит запастись телефонами неправительственных организаций, которые занимаются вопросами торговли людьми, и российских консульств. Мы также рекомендуем обращаться в полицию. У нас есть факты о коррумпированности правоохранительных органов за рубежом, но велика вероятность, что там вам действительно помогут.
В 60—70-е годы “живой товар” поступал в основном из Таиланда, Филиппин, Колумбии, в 80-х секс-рабыни были родом из Польши, Чехии, Румынии, Албании, начиная с 90-х в западных борделях работают женщины из России, стран СНГ и Восточной Европы. По оценкам американских экспертов, Россия находится во второй группе стран, куда входят Армения, Киргизия, Украина и Беларусь. “В России положение с работорговлей серьезное, но не безнадежное, — говорят американцы. — Гораздо хуже обстоят дела в третьей группе. Это Казахстан, Грузия и Узбекистан. Против этих стран пора применять санкции”.