Окончательное “Возвращение”

“НИКА” ПОЛОЖИЛА “ОРЛА” НА ЛОПАТКИ
Честь и достоинство в надежных руках

Вот и минуло 17-е мгновение “Ники”. Выдержав все наезды со стороны “новых академиков”, пережив изгнание из Дома кино, 17-я “Ника” доказала, что она не только имеет право на свое место под солнцем. Она, как всегда, самая уважаемая и ценимая — своя среди своих. Потому что за ней — имена тех, кого награждали крылатыми статуэтками все эти 17 лет, а имена эти — гордость отечественного кинематографа. А среди них — золотой фонд — имена тех, что при жизни стали легендами, награжденные “За честь и достоинство”. И в этом году самым волнующим, самым ярким, самым безусловным стало вручение “Ники” именно в этой категории — Петру Ефимовичу Тодоровскому.


В пятницу вечером в Доме музыки на Красных Холмах состоялась церемония награждения национальной премией Российской академии кинематографических искусств “Ника”. Награждали, как всегда, пышно и торжественно. В этом году крылатые статуэтки вручались уже в 17-й раз, поэтому церемонию решено было назвать “17-е мгновение весны”. Мгновение, правда, затянулось на пять часов. Но зато сколько всего вместилось в эти часы — и слез, и радости, и песен! По традиции “заводил” публику и приветствовал победителей со сцены бессменный ведущий и идейный вдохновитель “Ники” Юлий Гусман.


Прогнозы критиков по большей части оправдались. Главные призы поделили между собой “Возвращение” Андрея Звягинцева и “Магнитные бури” Вадима Абдрашитова. Таким образом, между молодыми и заслуженными кинематографистами установилось равновесие — такой итог и подвел президент академии Эльдар Рязанов в конце церемонии. Между тем “Ника” сделала-таки отдельный реверанс в сторону “молодых львов” — приз за лучшую музыку к фильму получил Сергей Шнуров, а “Открытием года” академики назвали картину Алексея Германа-мл. “Последний поезд”.

Больше всего крылатым статуэткам радовались актеры. Виктор Сухоруков так растерялся, что потерял свойственный ему дар красноречия и редкую способность все и всегда превращать в эффектное шоу, и произнес только: “Я, вчерашний мальчик из Орехова-Зуева... Благодарю коллег: друзей, завистников и врагов”. А Валентина Березуцкая так волновалась во время вскрытия конверта (чему в немалой мере поспособствовал вручавший статуэтку Олег Басилашвили, сделавший из своей миссии великолепную мизансцену, развеселившую зал), что, поднявшись на сцену, потрясла зал громовыми возгласами: “Да здравствует киноакадемия! Да здравствует кинопрофессура!”

Гвоздем церемонии стало награждение Петра Тодоровского призом “За честь и достоинство”. Вручал его Алексей Баталов, а с объяснениями в любви нашему замечательному режиссеру на сцену вышли игравшие в его картинах актрисы Лидия Федосеева-Шукшина, Мария Шукшина, Лариса Удовиченко, Галина Польских, Любовь Полищук, Анастасия Немоляева, Ирина Розанова, Наталья Андрейченко. Сам Петр Ефимович исполнил под гитару свою песню “И все-таки мы победили”, а также пообещал порадовать своих зрителей еще одной веселой комедией.

После окончания церемонии Андрей Звягинцев дал интервью “МК”:

— Вы сказали, что подобная мизансцена повторялась не раз... И вообще, ваша благодарственная речь звучала как-то вяло и, может быть, даже неискренне. Или мне показалось?

— Вялым — не знаю, может быть, оттого, что сегодня я себя не очень хорошо чувствую. А мои слова в адрес этого зала и мои благодарности — они искренни. Мне понравилось все, начиная с аплодисментов, которыми приветствовали всех номинантов. Конечно, эти аплодисменты уже в начале церемонии в некоторой степени инициировал Юлий Гусман, и правильно сделал — люди должны сами себе устраивать праздник, никто другой им праздника не сделает.

— Все эти премии — “Овен”, “Орел”, “Ника” — помогают подвести итог под своей работой или вы для себя его уже подвели?

— “И пораженья от победы ты сам не должен отличать”. Но, когда у тебя много побед и одна идет за другой, ты рискуешь потерять это чувство равновесия. Об этом, быть может, несколько коряво, я и хотел сказать в начале своего выступления. По большому счету, премии не помогают подвести итог, а лишь отражают отношение других к твоей работе. И я рад, что наш фильм так высоко оценен.

— Как складывается судьба фильма?

— Скоро выйдет на DVD фильм о том, как снималось “Возвращение”, также скоро будет выпущен саундтрек к фильму, а на следующей неделе в Галерее на Солянке откроется выставка фотографий Владимира Мишукова, сделанных во время съемок. И там же можно будет купить фотоальбом “Возвращение”.

Зато Виктора Сухорукова грохот салюта привел в чувство, и он на вопрос “МК” о том, как он оценивает сегодняшнее событие, сказал:

— Сразу скажу: это не победа, это праздник. Сухорукова поставили на одну ступеньку с Янковским и Квашой — если бы вы знали, что это значит! (Оба были в одной с ним номинации. — К.Ш.) Сухоруков — наравне с кумирами, с актерами из своего детства, юности. Я это слово — “победа” — произношу неловко. Я не считаю любые культурные, кинематографические, театральные церемонии соревнованиями. Я не хочу думать, что тут существует какая-то конкуренция — это не спорт. Как можно судить и оценивать таланты людей? Самое главное — суметь не потерять самооценку. Я должен сам прежде всего знать, чего я стою в той или другой роли. Но Павел мой — гениален.



СМЕШЛИВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ

На следующий день после того, как премия академии была вручена, друзья “Ники” собрались на банкете. Не все номинанты и призеры решились торжественно отужинать с коллегами, но те, кто все-таки дошел до этого праздника жизни, сумели создать потрясающе теплую, дружескую атмосферу. Чтобы гости ни за что не смогли заскучать, на установленных в банкетном зале экранах показывали церемонию награждения. Заново переживали свои пять минут славы Сергей Маковецкий, Михаил Кричман, Андрей Звягинцев. Особенно радовалась, конечно же, Валентина Федоровна Березуцкая — подбежала к экрану, охала, ахала и вообще излучала неподдельную радость.


В перерыве между переменой блюд корр. “МК” обсудил детали прошедшей церемонии с президентом Российской академии кинематографических искусств “Ника” Эльдаром РЯЗАНОВЫМ:

— Вы согласны с решением академиков?

— Я не могу быть с ним не согласен, это коллективное мнение, их 600 человек. Я действительно очень рад тому, что в кино пришло много молодых кинематографистов. Я вообще сторонник того, чтобы “Ника” постоянно омолаживалась. Мы принимаем сразу всех молодых, которые как-то заявили о себе. Кино — искусство молодых, и это надо понимать. Я очень рад, что академики в целом ряде случаев были на высоте. “Бумер”, например, вошел в две номинации, в том числе режиссерскую, и получил приз за лучшую музыку к фильму, при том что Сергей Шнуров — композитор, очень непривычный для пожилого уха. А с другой стороны, один из главных призов достался Вадиму Юсуповичу Абдрашитову — очень крупному режиссеру, мастеру, создателю социальных фильмов, который верен идее защиты справедливости в своем творчестве. Я рад, что приз за лучший игровой фильм получила лента “Возвращение”, рад, что лучшей актрисой стала Валентина Березуцкая. Я остался доволен распределением наград.

— В прошлом году было снято много картин в жанре “фильм-путешествие”. Ваш прогноз: какой жанр будет востребован в этом году?

— Я не Кассандра, не прорицатель. Но мне бы хотелось, чтобы были комедии. Во-первых, я как зритель люблю посмеяться, во-вторых, я люблю этот жанр, в-третьих, он несет зрителям хорошее настроение и оптимизм. В прошлом году была полная нищета. В какой-то степени к комедии можно отнести “Даже не думай” — фильм снят с юмором, очень любопытный, он мне понравился. Но он никуда не прошел, хотя на первом этапе я за него и голосовал. Но одного моего голоса мало. В некоторых организациях у президента бывает два голоса, а у меня здесь один, и я не претендую на второй (смеется).

— Вы довольны тем, что вас переизбрали на пост президента академии?

— Я сам настоял на этих выборах. Но я подумал так: если изберут — что ж, придется работать, значит, пользуюсь доверием у коллег. Если не изберут, значит, не очень пользуюсь доверием, но зато, слава богу, не буду этим заниматься. Решил, что к любому варианту отнесусь философски и что в каждом есть свои хорошие стороны.



17 МГНОВЕНИЙ ПОБЕДЫ

ЛУЧШИЙ ИГРОВОЙ ФИЛЬМ

“Возвращение”, режиссер — Андрей Звягинцев, продюсер — Дмитрий Лесневский


ЛУЧШАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ РАБОТА

Вадим Абдрашитов, “Магнитные бури”


ЛУЧШАЯ РАБОТА ОПЕРАТОРА

Михаил Кричман, “Возвращение”


ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА

Елена Жукова, Наталья Кочергина, “Русский ковчег”


ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ

Лидия Крюкова, Тамара Серефян, Мария Гришанова, “Русский ковчег”


ЛУЧШАЯ РАБОТА ЗВУКОРЕЖИССЕРА

Евгений Поздняков, Евгений Базанов, “Магнитные бури”


ЛУЧШАЯ МУЗЫКА К ФИЛЬМУ

Сергей Шнуров, “Бумер”


ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ

Виктор Сухоруков, “Бедный, бедный Павел”


ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Валентина Березуцкая, “Старухи”


ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Сергей Маковецкий, “Ключ от спальни”

Андрей Панин, “Шик”


ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Инна Чурикова, “Благословите женщину”


ОТКРЫТИЕ ГОДА

“Последний поезд”, режиссер — Алексей Герман-мл.


ЛУЧШИЙ НЕИГРОВОЙ ФИЛЬМ

“Нефть”, режиссер — Мурад Ибрагимбеков


ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ

“Полтора кота”, режиссер — Андрей Хржановский


ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ СТРАН СНГ И БАЛТИИ

“Ангел справа”, режиссер — Джамшед Усмонов


ЗА ВКЛАД В КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ, КРИТИКУ И ОБРАЗОВАНИЕ

Марк Зак


ЗА ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО

Петр Тодоровский




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру