ЕС, сэр!

Ричард Райт самый высокий дипломат в Москве — его рост чуть больше двух метров. И когда-то именно “МК” представил его россиянам.

Должность у англичанина тоже соответствующая — посол Еврокомиссии в Российской Федерации. “МК” встретился с Ричардом Райтом накануне расширения Евросоюза, в состав которого войдут еще 10 стран. О том, что принесет расширение ЕС нашей стране, и о том, как теперь будут складываться отношения России и объединенной Европы, господин Райт рассказал в интервью нашему корреспонденту.


— Как вы относитесь к недавнему заявлению Сильвио Берлускони о том, что Россия должна стать полноправным членом ЕС?

— Господин Берлускони выразил свое личное мнение и имел на это полное право. Однако Россия пока не подавала заявку на вступление в ЕС и не собирается этого делать. Поэтому любая дискуссия по этому поводу носит теоретический характер. Вопрос вступления России в ЕС не стоит на повестке дня ни у России, ни у стран-членов Евросоюза. Создание четырех пространств, о которых стороны договорились на саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 г. — общего экономического пространства, общего пространства свободы, безопасности и правосудия, общего пространства сотрудничества в области внешней безопасности и общего пространства исследований и образования, включая культурные аспекты, — вот цель, которую нам на данном этапе предстоит достичь.

— Однако, по прогнозам экономистов, расширение ЕС принесет России убытки. Недавно министр Герман Греф назвал ежегодный убыток российской экономики от расширения ЕС в $150 миллионов...

— Я хочу отметить, что любые подсчеты в данном случае очень приблизительны. По нашим оценкам, только в результате изменения тарифов Россия выиграет примерно 300 млн. евро. Торговые тарифы для экспортируемых Россией товаров в ЕС снизятся в среднем на 5%. К тому же общая протяженность границ России и ЕС расширится с 1300 до 2200 километров, то есть у России под боком окажется новый перспективный и хорошо интегрированный рынок. Вновь присоединившиеся страны ЕС будут наращивать импорты товаров, в том числе и из России. Вспомните последнее расширение Евросоюза, когда в его состав вошли Швеция, Австрия и Финляндия, — оно оказало положительное влияние, в том числе на торговлю и привлечение инвестиций.

— Простых россиян в первую очередь волнует визовая политика ЕС. Не означает ли расширение Евросоюза ужесточение визового режима?

— Наоборот. Россия и ЕС уже начали обсуждение вопроса об облегчении передвижения через границы законопослушных граждан. Россия уже заключила соглашение об облегчении визового режима с Германией, соответствующие переговоры ведутся с Францией и Италией. На прошлой неделе председатель Еврокомиссии Романо Проди в ходе своего визита в Москву сообщил, что Европейская комиссия предложила Совету ЕС рассмотреть возможность заключения об облегчении визового режима для краткосрочных поездок на основе взаимности соглашения. Когда будет одобрен соответствующий мандат, мы будем обсуждать конкретные вопросы о консульских сборах, стоимости виз и т.д.

— Но не противоречат ли подобные соглашения намерению стран ЕС бороться с нелегальной миграцией?

— Соглашение об облегчении выдачи краткосрочных виз должно сопровождаться заключением соглашения о реадмиссии, в соответствии с которым стороны обязуются возвращать незаконных мигрантов на территорию страны, из которой они прибыли. Это основной вопрос. На долгосрочную перспективу обе стороны договорились начать работу, чтобы достичь цели безвизовых поездок. Это долгосрочная задача, которая потребует серьезной подготовки, к примеру, усиления пограничного контроля, обеспечения общественного порядка и безопасности, мер по борьбе с организованной преступностью, незаконной миграцией и т.д. Несмотря на это, мы должны совместно способствовать более свободному передвижению наших граждан. Это наша общая цель.

— Как ЕС собирается решить проблему дискриминации русскоговорящего населения в странах Балтии?

— Страны Балтии соблюдают так называемые Копенгагенские критерии и соответствуют стандартам членства в ЕС — принципам демократии, соблюдения прав человека, защиты меньшинств, верховенства закона. В Совместном заявлении, принятом 27 апреля в Люксембурге, ЕС и Российская Федерация приветствовали членство в Европейском союзе как твердую гарантию защиты прав национальных меньшинств. Более того, страны Балтии обязались соблюдать законодательство, соответствующее признанным международным стандартам, и реализовать меры по защите прав нацменьшинств. Со своей стороны, ЕС продолжит оказывать поддержку для содействия политической, социальной и культурной интеграции меньшинств в странах Балтии. Я уверен, что в результате расширения ЕС положение лиц, относящихся к национальным меньшинствам, улучшится.

— За те четыре года, которые вы работали в России в качестве посла Еврокомиссии, что изменилось в отношениях России и ЕС?

— За это время произошло много событий, которые сильно изменили мир. Очевидно, что теракты 11 сентября 2001 г. сблизили страны ЕС и Россию в борьбе с международным терроризмом и другими общими угрозами. В целом значительно расширилась повестка дня отношений между ЕС и Россией. Мы решили две серьезные проблемы: передвижение людей в Калининградскую область из остальной части России и обратно и несколько дней назад, 27 апреля, в Люксембурге подписали Протокол о распространении действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве на все 25 стран расширенного Европейского союза, а также приняли совместное заявление о расширении ЕС и отношениях ЕС и России. Это значительное политическое достижение, которое отражает нынешнее состояние отношений ЕС и России.

ДРАНГ НАХ ОСТЕН
Европа прирастает проблемами

В май единая Европа вступит разросшейся на 10 стран, 737 тысяч квадратных км и почти 75 млн. человек. Такого масштабного прироста ЕС давненько не видал. Под сень синего европейского флага входят Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, Мальта, Кипр, Латвия, Литва и Эстония.

Расширение Евросоюза — событие весьма неоднозначное. Спору нет, интеграция, единая семья, общее пространство и все такое — дело хорошее. Но если суммировать все плюсы и минусы этого процесса, то негатива окажется больше. Вместе с “новобранцами” (большинство которых это посткоммунистические страны) в Европу придет целый воз их застарелых проблем — экономических, социальных, политических. Тяготы, связанные с диспропорцией в развитии новой и старой Европы, лягут на плечи Запада. Не последнее место среди трудностей занимают этнические проблемы. Если уж в цивилизованной “старой” Европе никак не могут затушить межнациональные противоречия (чего стоят Испания или Бельгия), что тогда говорить о новичках? С этническими проблемами сталкиваются практически во всех новых “еврочленах” (за исключением разве что крошечной Мальты).

Особняком стоит проблема так называемых еврорусских — русскоязычного населения, составляющего немалый процент жителей трех бывших советских прибалтийских республик. Многие из русскоязычных жителей прибалтийских стран не являются ни гражданами этих стран, ни гражданами России. Как повернется их судьба в объединенной Европе? Есть некоторая надежда, что их положение (по крайней мере части из них) может улучшиться в связи со вступлением Латвии, Литвы и Эстонии в Евросоюз. Одно дело было проводить дискриминационную политику в отношении русских до вхождения в политкорректную Европу, и совсем другое дело — после. Во всяком случае, появляются новые — теперь уже европейские — рычаги давления на прибалтийские правительства в вопросах межнациональных отношений.

Стоит ли ждать дальнейшего расширения ЕС на восток? На очереди стоят Болгария и Румыния, а также Турция. Есть шансы в будущем стать членами европейской семьи у Хорватии, а также у других балканских стран (Македонии, Албании, Боснии, Сербии и Черногории), правда, нескоро — не раньше 2020 г. А к 2025 году в ЕС могли бы влиться также Белоруссия, Молдавия и Украина. России же в обозримом будущем ждать нечего, хотя российская “европейскость” ничуть не меньше, чем у Турции, а ведь ее вступление в Евросоюз не за горами. Видимо, сказывается обоснованный страх европейцев перед неспособностью “переварить” такого гиганта, как Россия. Вступление же новых членов в ЕС Россией воспринято внешне спокойно, хотя нотка раздражения проскальзывает в речах наших официальных лиц. Помимо чисто иррационального, но вполне понятного недовольства (“нас опять оставляют за бортом”) есть и другие моменты, связанные с экономическими и иными интересами России. Впрочем, внешне все тишь да гладь: в подписанном на днях в Люксембурге Совместном заявлении о расширении ЕС и отношениях Россия—ЕС говорится о выходе этих отношений на новый уровень, о выгодах, которые объединение сулит условиям российско-европейской торговли.

ИЗ ДОСЬЕ “МК”: КАК РАСШИРЯЕТСЯ ЕВРОСОЮЗ

Хотя идеи типа “Соединенных Штатов Европы” носились в воздухе давно, отцом евроинтеграции принято считать французского министра иностранных дел Робера Шумана, который озвучил идею европейского единства в своей речи 9 мая 1950 г. Ныне 9 мая европейцы ежегодно отмечают как День Европы.

Изначально Евросоюз объединил Бельгию, ФРГ, Францию, Италию, Люксембург и Нидерланды.

1973 г. — присоединились Дания, Ирландия и Великобритания.

1981 г. — присоединилась Греция.

1986 г. — присоединились Испания и Португалия.

1995 г. — присоединились Австрия, Финляндия и Швеция.

2004 г. — присоединяются Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония.

Страны-кандидаты: Болгария, Румыния, Турция.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру