Мировые цены на нефть бьют все рекорды. В канун праздников стоимость “черного золота” в США подобралась к 40 долларам за баррель — так дорого за него не давали последние 14 лет. А если Россия сидит на трубе, почему бы нам не зажить, как в Арабских Эмиратах? С их уровнем жизни, пособиями для новорожденных, которых хватает на престижное образование за границей, и прочими благами, оплаченными нефтедолларами? Но мы пошли другим путем. Нефтяные сливки не успевают дойти до простых людей, прокисая в закромах родины.
Если до 1999 года правительство существовало в условиях постоянного бюджетного кризиса, то уже четвертый год подряд нефть дорожает, и казна буквально лопается от нефтедолларов. Только с начала года нефтяной экспорт вырос чуть ли не на 25% со всеми вытекающими для госфинансов последствиями. Власти бы и дальше спокойно снимали пенки со свалившегося на нас счастья, да несчастье помогло. На одном из последних заседаний правительства министр экономического развития и торговли Герман Греф доложил Путину о том, что в марте промышленный рост в стране... остановился. Чуть ли не на пике нефтяных цен! Президент, давший установку на удвоение ВВП, был настолько ошарашен, что тут же назначил экстренное совещание по макроэкономике, которое произойдет уже на этой неделе.
Ответ на вопрос, как же мы дошли до жизни такой, лежит на поверхности. Вместе с подорожанием нефти укреплялся рубль. Параллельно с “падением” доллара дешевел импорт, и отечественные производители несли убытки, растеряв все козыри, которые они получили в руки после девальвации 1998 года.
Длительный рост курса рубля привел к тому, что граждане начали отказываться от долларов. Свои сбережения они переводили в рубли, которые понесли в банки. По логике правительства это должно было подстегнуть инвестиции и способствовать дальнейшему росту. Однако наша развивающаяся экономика не сумела переварить такую массу денег: как вы знаете, желудок у котенка не больше наперстка. Все излишки государство “проедало” или распихивало по бесполезным заначкам, которые назывались то валютными или финансовыми резервами, то стабилизационными фондами. До реальной экономики, которая до сих пор нуждается в деньгах, и до граждан доходили жалкие крохи, и их тут же “съедала” инфляция.
Подкачала и недоразвитая банковская система, которая не смогла направить денежные потоки туда, где они требуются. В итоге как только доллар пошел вверх, рубли потекли по проторенной дорожке — все бросились скупать “зелень”. И банки, и простые граждане. Таким образом, заглох последний “двигатель” роста, и экономика встала. Чего в общем-то и следовало ожидать.
О чем будут говорить высокие чиновники у президента, в общем-то тоже понятно. Как это бывает всегда, сначала назначат виноватого, а потом создадут рабочую группу, которая разразится очередной стратегией или даже придумает очередной фонд развития. Хотя думать и тем более изобретать велосипед особо некогда. Те же Эмираты, нефтяных запасов которых хватит на добрую сотню лет, активно развивают реальный сектор экономики. И в первую очередь услуги, инфраструктуру, торговлю, сельское хозяйство и, конечно, туризм. То есть все, что в будущем поможет им легко “соскочить” с нефтяной иглы. Хотя они, в общем, давно уже избавились от этой зависимости. Российской нефти, по самым оптимистическим оценкам, хватит лет на пятьдесят. А мы до сих пор чего-то ждем.